ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ • WWW.MIL.RU ЖУРНАЛ ЖУРНАЛ Организация Петроградского района противовоздушной обороны в 1914—1918 гг. <...> Гомель — колыбель штурмовой авиации Так воевали «ночные ведьмы» Проект российскоамериканского межконтинентального телеграфа Манёвр адмирала Рожественского: был ли шанс у командира обречённой эскадры? <...> Зарождение советской военной контрразведки Потери Балтийского флота в результате репрессий 1930-х годов Имперский военный закон 1874 года и германская армия ISSN−0321−0626 Рожь Художник Б.А. <...> Публикацию подготовила И. С. КОЛЕНКОВА •Мундир Отечества Из коллекций Центрального Форма одежды чиновма одежды чин Матрос, канонир артиллерийской команды, унтер-офицер ластовой роты Гвардейского экипажа. <...> 1892 г. Штаб-офицер артиллерийской команды и матрос ластовой роты Гвардейского экипажа. <...> Мундир унтер-офицера Гвардейского экипажа 1826 г. Инженерный кондуктор морской строительной части. <...> Адмиралам и генералам, чинам царской свиты, адъютантам, Гвардейскому экипажу пуговицы полагались с двуглавым орлом и перекрещенными якорями, во флоте и корпусе штурманов – с якорем, в морской артиллерии – с якорем и перекрещенными пушками, корабельным инженерам – с якорем и перекрещенными топорами. <...> Дмитров Основан в августе 1939 года УЧРЕДИТЕЛЬ Министерство обороны Российской Федерации РЕДАКЦИЯ Главный редактор ЧАЧУХ Игорь Мадинович, полковник запаса Заместитель главного редактора Сергей Викторович, подполковник запаса, кандидат исторических наук АВЕРЧЕНКО кандидат исторических наук; В.А. ЕВДОКИМОВ, подполковник запаса; В.Т. ИМИНОВ, генерал-лейтенант в отставке, Научные редакторы Е.В. ДОБЫЧИНА, кандидат исторических наук, профессор; Н.Ф. КОВАЛЕВСКИЙ, полковник запаса, кандидат философских наук, старший научный сотрудник; капитан 1 ранга в отставке; А.В. ОСТРОВСКИЙ; Р.И. ПАРФЁНОВ С.В. <...> МАНЮКОВ, полковник запаса; В.Г. ОППОКОВ, (заместитель ответственного секретаря <...>
Военно-исторический_журнал_№3_2010.pdf
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ • WWW.MIL.RU
ЖУРНАЛ
ЖУРНАЛ
Организация
Петроградского
района
противовоздушной
обороны
в 1914—1918 гг.
Гомель — колыбель
штурмовой авиации
Так воевали «ночные
ведьмы»
Проект российскоамериканского
межконтинентального
телеграфа
Манёвр адмирала
Рожественского:
был ли шанс
у командира
обречённой
эскадры?
Зарождение
советской военной
контрразведки
Потери Балтийского
флота в результате
репрессий 1930-х
годов
Имперский военный
закон 1874 года и
германская армия
ISSN−0321−0626
Рожь
Художник Б.А. Гильванов. 2002 г.
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
март
№
2010
2 3010
8 марта – Международный женский день
Стр.1
• Военно-патриотическое воспитание
Алтынчеч. Воительницы
Булат Альфирович Гильванов
Алтынчеч. Воительницы
Выстрел
2005 г.
Лучница
1999 г.
Шлем отца
1999 г.
Сапсан
2002 г.
Людовика XIV, женщины-предводители восстаний на Востоке, в Китае, а также Франции, Британии и Риме, женщинытелохранители.
Женщины принимали участие чуть ли не в каждой войне. Переодевшись мужчинами или нет, но в
разное время представительницы слабого пола защищали своё Отечество.
Об их подвигах, красоте и благородстве существует немало легенд, былин и сказаний. Одна из них – булгарская
легенда «Сорок девушек», которой талантливый казанский художник Б.А. Гильванов посвятил целую серию картин –
«Алтынчеч». Легенда повествует о сорока девушках во главе с дочерью булгарского царя, которые после разгрома
г. Булгара Тамерланом, переодевшись в военную одежду и доспехи, направились в г. Биляр и стали на его защиту.
М
ировая история знает множество примеров, когда женщины выступали в роли воительниц, не уступая в
мужестве, отваге, верности, самоотверженности, хитрости, силе и выносливости мужчинам. Женщиныгладиаторы
в Древнем Риме, женщины-рыцари в Средние века, женщины-дуэлянты во Франции времён
Стр.2
Булгарского царства
Утро
2003 г.
Ожидание
2003 г.
Булгарского царства
Агидель
2000 г.
Выезд
2004 г.
Порыв
2005 г.
Город всё же пал, девушки погибли в сражениях. Там их и похоронили, а место захоронения называется теперь
«Кызлар зираты» («Девичье кладбище») В булгарских легендах о девушках-воительницах дочь булгарского хана
часто носит имя Алтынчеч (Златовласка). В одной из легенд, преследуемая врагами, она замуровывает себя и все
сокровища ханской казны в пещере. Девушка не умирает и до сих пор охраняет вход в пещеру. Её возвращение в
народном сознании связывается с возрождением Булгарской земли. Образ Алтынчеч – символ несгибаемой воли
народа, надежды на возрождение.
Создавая картины этой серии, художник ставил перед собой задачу посредством детальной реконструкции
костюмов, вооружения, украшений – всей материальной среды того времени с реалистичными портретами
и пейзажем максимально приблизить легенду и историю к современности, дабы зритель почувствовал свою
причастность к истории.
Публикацию подготовила
И. С. КОЛЕНКОВА
Стр.3