МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Учебно-методическое пособие для вузов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2014
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «культура», появившееся в период возникновения человеческого
общества, далеко не однозначно. Оно связано с такими понятиями,
как возделывание, обработка, воспитание, образование, развитие. Понятие
«культура» в современном обществе охватывает широкую сферу преобразовательной
деятельности и ее результаты в виде соответствующих ценностей,
в частности, «преобразование своей собственной природы». Физическая
культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет
собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых
ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания
людей.
В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая
культура использует возможности самого человека, естественные силы
природы, достижения различных наук: медицины, гигиены, анатомии, физиологии,
психологии, педагогики и др. Физическая культура, органически
вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные
отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя
гуманистическую и культурно-творческую миссию [1, 5].
Таким образом, физическую культуру следует рассматривать как особый
род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества
и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания,
в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха
физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное,
экономическое и общекультурное значение, способствует
возникновению такого социального течения, как физкультурное движение,
т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и
приумножению ценностей физической культуры [1, 2, 3, 4].
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ
Физическая культура – часть культуры общечеловеческой
Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая
представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и
созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления
и воспитания людей.
Главными побудителями и регуляторами функционирования физической
культуры являются потребности общества, классовые и идеологические
интересы [7, 8]. Являясь составной частью общественной культуры,
физическая культура находится в определенных связях с общекультурны3
Стр.3
ездой, стрельбой из лука, фехтованием, плаванием, охотой, игрой в шахматы,
умением слагать стихи [5]. В эпоху Возрождения (XV—XVII вв.) в Европе
начинают появляться специальные труды по врачебной гимнастике:
«Трактат по ортопедии» Гофмана, «Об искусстве гимнастики» И. Меркуриалиса
и др.
В капиталистическом обществе наибольшего развития достиг спорт
как составная часть физической культуры. Многочисленные исследования
показывают [7, 8], что наиболее активно влияли на формирование социальных
систем физического воспитания военные круги. Их деятельность по
стимулированию спортивного движения оказывалась во многих европейских
странах решающей для популяризации и развития физической культуры
и спорта. Военные круги, наряду с аристократией, выступали в роли меценатов
спортивного движения и изнутри определяли идеологический характер
и направление деятельности спортивных организаций и клубов. Вся
деятельность военных в области спорта была так или иначе связана с обеспечением
потребности армии, нуждающейся в хорошо подготовленных новобранцах.
Еще в годы Первой мировой войны Пьер Кубертен заявил, что
спортивное движение и спортивные организации вопреки их целям и принципам
используются для ведения войны. То же самое, только в более крупных
масштабах, повторилось в годы Второй мировой войны, когда нацисты
использовали спортивные организации в военных целях. Элементы милитаризации
и фашизации спорта можно отметить не только в спортивном движении
фашистской Германии [7, 8].
Физические упражнения стали впервые применяться в России при
Петре I. Первое, что следует отметить, – широкое применение физического
воспитания в форме военизированных игр в потешных войсках Петра I. Ни
до него ни после, вплоть до появления в России перед Первой мировой войной
скаутского движения, мы не знаем ничего подобного этому в истории
физической культуры. Широко задуманный, а затем осуществленный проект
военной и физической подготовки юношества, состоящий из увлекательных
потех на суше и на воде с постепенным охватом значительного
числа дворянской молодежи, положил начало регулярной армии Петра I.
В системе обучения солдат и офицеров физические упражнения вводятся
как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных
наук (1701 г.), Морской академии, а вскоре и в гражданских
гимназиях. Это были первые шаги государства по руководству делом физической
культуры. Наряду с государственными учебными заведениями в это
же время в Санкт-Петербурге появляются частные общеобразовательные
школы, в учебном плане которых была физическая культура.
Большая заслуга в распространении физической культуры принадлежит
великому русскому полководцу А. В. Суворову. Вопросы морального и
физического воспитания русского бойца стояли у него на первом плане.
6
Стр.6
Знаменитый суворовский военный переход через Альпы стал возможен
только потому, что и в мирное время Суворов придавал большое значение
общей выносливости. Во время тренировок солдат учили проходить через
густые леса, заставляли бегать, лазить по лестницам, переходить через валы
и рвы. Суворов сам подавал пример физической закалки и выносливости.
«Учить не рассказом, а показом» – основное правило Суворова.
Вопросам гигиены и здоровья солдат Суворов уделял большое внимание.
В русской армии ежегодная убыль солдат от болезней достигала колоссальной
цифры. Суворов в 1796 году добился того, что смертность его
солдат составляла 0,012 %.
После Суворова его направление военно-физической подготовки
войск развивали М. И. Кутузов, П. И. Багратион и другие офицеры и генералы,
прославившиеся в Отечественной войне 1812 года.
На флоте петровско-суворовские традиции военно-физической подготовки
воплощал адмирал Ф. Ф. Ушаков.
В 1755 году был открыт Московский университет с двумя гимназиями
для подготовки учащихся в университет: для дворян и разночинцев. Сословный
характер гимназий обусловил и систему постановки физического
воспитания в них: в гимназии для дворян преподавались фехтование и танцы,
а в учебном плане гимназии для разночинцев эти предметы не предусматривались.
В
царствование Екатерины II главное внимание правительства было
обращено на военно-учебные заведения, комплектовавшие своих воспитанников
из дворян. В связи с учебно-воспитательными реформами
И. И. Бецкого кадетский шляхетный корпус получил новый устав, в котором
значительно была расширена программа по физической культуре.
Лучше всего физическое воспитание было поставлено в закрытых
дворянских учебных заведениях – лицеях. В Царскосельском лицее был
специальный зал, где занимались фехтованием, гимнастикой, играми.
Физическая культура русского народа отличалась большим разнообразием
и самобытностью. Игры (лапта, городки, бабки, чехарда и др.), плавание,
ходьба на лыжах, борьба, кулачный бой, верховая езда и охота повсеместно
распространились уже в Древней Руси.
В физических упражнениях ХIII–ХVI веков был ярко выражен их военный
и полувоенный характер. Верховая езда, стрельба из лука, бег с препятствиями
были на Руси любимыми народными развлечениями. Массовое
распространение имели также кулачные бои, игравшие большую роль в качестве
одной из основных народных самобытных форм физического воспитания.
Большой популярностью пользовались ходьба на лыжах, катание на
коньках и салазках и т.п. Одним из самобытных средств физического воспитания
была охота, служившая не только промысловым целям, но и для
того, чтобы показать свою ловкость и смелость. Чрезвычайно своеобразно
7
Стр.7
на Руси проводилось закаливание: сразу после пребывания в жаркой бане
обливаться холодной водой, обтираться снегом или нырять в прорубь.
В начале XIX века в России в своем труде «О продолжении человеческой
жизни» Парфений Енгалычев советует следующее: «Убегай всякой
чрезмерности или излишества. Пользуйся здоровым воздухом. Делай много
телодвижений».
В простонародном же лечебнике, который был издан в 1827 году под
редакцией А. Кузнецова, рекомендуется целая программа профилактических
мероприятий по питанию и использованию движений.
Интерес к физической культуре в 60–70-х годах ХIХ века объясняется
буржуазными реформами во всех областях культурной жизни страны. Многое
передовое заимствуется из стран Западной Европы. С развитием естественной
науки утверждается мнение о том, что человек для нормальной жизнедеятельности
должен достаточно двигаться и поддерживать организм в состоянии физической
тренированности. Только это может содействовать правильному развитию
ребенка и предохранить взрослого от заболеваний и преждевременного
старения. В докладе на торжественном собрании Киевского университета в
1854 году профессор хирургии Х. Я. Гюббенет раскрыл значение физических
упражнений для человеческого организма и указал на необходимость заниматься
ими всем лицам, в том числе рабочим мужчинам и женщинам. Он говорил,
что даже эпидемия, уносящая большое количество человеческих жизней,
не приносит человеку столько вреда, сколько приносят его болезни, происходящие
от недостатка разнообразных движений.
Для распространения гимнастики в школе большое значение имели
военные реформы, в ходе которых 1 января 1874 года принимается закон о
всеобщей воинской повинности. С целью подготовки учащихся к службе в
армии руководители военного ведомства вводят обязательные занятия гимнастикой
во всех видах средних школ. Основную массу солдат составляли
представители крестьянской молодежи, поэтому уже в 1873 году было выпущено
«Руководство гимнастики для сельских и народных школ» как пособие
по физическому воспитанию.
И тем не менее в школах учебные перегрузки приводили к умственному
переутомлению, что приводило к различным нервным заболеваниям.
На гимнастику отводилось время между уроками или на большой перемене.
Проводилась она не ежедневно, в пыльных коридорах или актовых залах
под руководством малограмотных учителей. Такая гимнастика отбывалась
учащимися как тяжелая, неприятная повинность.
Детский врач В. В. Гориневский в книге «Физическое образование»
указывал на возрастающую слабость молодых поколений, чрезвычайную
податливость их инфекционным болезням, а также близорукости, искривлению
позвоночника и другим изменениям форм тела под влиянием продолжительного
сидения в классе и отсутствия движений. В 1913 году во8
Стр.8