ТЕРЕНТЬЕВА, кандидат педагогических наук, доцент Челябинского государственного педагогического университета «От того, какие книги мы читаем, зависит наше будущее» Уважаемые коллеги! <...> Предлагаем вашему вниманию статью, в которой дан сравни тельный анализ анкетных опросов старшеклассников российских школ, проведён ных Н.П. Терентьевой в 2009 году в рамках диссертационного исследования и в 2013 году в ходе социологического исследования Российской ассоциации чтения «Книги, которые нас объединяют». <...> Автором уделялось особое внимание анкетиро ванию, направленному на изучение читательского выбора юношей и девушек 15–19 лет, поскольку их читательский выбор дает определенное представление не только о личностных читательских предпочтениях, уровне литературного развития школьников, о состоянии и перспективах литературного образования, но и об аксе ологическом аспекте чтения. <...> В ситуации актив ных социокуль турных и инфор мационных перемен, когда в социологии чте ния зафиксировано из менение модели чтения школьников, в частнос ти сужение сегмента чтения «для души» [2], возникает вполне пра вомерный вопрос: можно ли в условиях объективно изменив шегося восприятия книжной культуры рас сматривать книгу как один из источников представлений молодежи о жизненных цен ностях, а изучение литературы в школе — как способ ценностного самоопределения школьников? <...> Читательская диспозиция, с одной сторо ны, не может не быть подвержена влиянию со циума, изменению информационного прост ранства. <...> Чтобы найти ответы на поставленные воп росы, был проведен анкетный опрос. <...> Нам важно было получить общее представление о 42 своеобразии читательского выбора и ценно стных предпочтениях старшеклассников в об ласти художественной литературы. <...> Участни ками опроса 2009 года стали 860 учащихся 9х и 11х классов школ Челябинска и Челяби нской области, Магнитогорска, Оренбурга, Вятки, Самары <...>