Перепечатка опубликованных материалов допускается только со ссылкой на журнал «Авиапанорама». <...> Качественно подготовленная поверхность снижает ЭПР самолета . <...> О том, что превращает палубу в ВПП Взлётно-посадочные системы авианосцев. <...> 50 БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ Дайджест обзора НП «Безопасность полетов» (октябрь-декабрь 2015) . <...> ). Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня поддерживают процесс решения экипажем задач оперативного целеполагания и конструирования способа достижения оперативно оставленной/назначенной цели. <...> . Испытания, проведенные на малозаметном экспериментальном самолете XST, показали, что выступающие головки заклепок могут повысить ЭПР самолета на несколько порядков. <...> Это было в 1961 г. В полёте после 5-го режима невесомости её стало тошнить. <...> Наш командир корабля и второй пилот решили забрать Люсю в свою кабину. <...> Тошнота у неё прошла, и в последующих режимах невесомости не возникала. <...> Девять лет назад в журнале «Авиапанорама» № 1(61)-2007 была опубликована статья начальника Управления авиации Федеральной службы безопасности РФ, Героя Российской Федерации Николая Гаврилова «Миссия на Южный полюс» http://aviapanorama.su/2007/02/missiya-na-yuzhnyj-polyus/ об экспедиции вертолетной группы Ми-8МТВ-2 авиации ФСБ в Антарктиду. <...> На них согласился ответить технический эксперт российской комиссии главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра (г. Люберцы) Центрального НИИ ВВС Минобороны России, №1• 2016 4 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА ранее — 13ГосНИИ (ЭРАТ ВВС), вице-президент Общества независимых расследователей авиационных происшествий, доктор технических наук Омаров Захар Галимжанович, знакомый читателям журнала «Авиапанорама» по статье «Исследование авиационной техники: терминологический казус и феномен ГосНИИ ЭРАТ» (http://aviapanorama.ru/wp-content/ uploads/2014/11/14.pdf). <...> Профессиональный аспект «нарисовался» в процессе общения с голландскими экспертами. <...> Ведь перед этим происходил осмотр фрагментов самолета с пробоинами <...>
Авиапанорама_№1_2016.pdf
№ 1 (115)
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Павел Иванов. Рейс МН17: В ЦНИИ ВВС Минобороны России опровергнуты выводы голландской комиссии.
Интервью с экспертом российской комиссии, главным научным сотрудником НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС
Минобороны России Захаром Омаровым ........................................................................................................4
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
Борис Федунов. «Электронный летчик»: «точка невозврата» пройдена не будет. Бортовые оперативно
советующие экспертные системы тактического уровня для пилотируемых летательных аппаратов .................9
Разработки НПК «СПП» задают уровень мировых достижений ......................................................................21
Валерий Вождаев. Качественно подготовленная поверхность снижает ЭПР самолета ......................................27
Евгений Шолков, Виктор Друшляков. О том, что превращает палубу в ВПП
Взлётно-посадочные системы авианосцев. Продолжение, начало в № 3-2014 ..................................................31
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Сергей Филипенков. XL Академические королёвские чтения по космонавтике.
«У России недостает финансовых возможностей для реализации передовых космических проектов» ...........39
Татьяна Нестерович. Кадры для аэрокосмической отрасли: в контексте проблем и решений ...........................50
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Дайджест обзора НП «Безопасность полетов» (октябрь-декабрь 2015) ........................................................55
СТРАНИЦЫ БУДУЩИХ КНИГ
Георгий Шибанов. С повышением боеготовности и боевой эффективности мне по пути.
Продолжение, начало в № 5-2014 ...................................................................................................................68
Леонид Китаев-Смык. Приобщение к космонавтике.
Продолжение, начало в №№ 1, 2, 4, 5, 6-2013, №№ 1, 2, 3-2014, №№ 2, 4, 5-2015 ....................................................75
Андрей Симонов. 75 лет на острие авиационной державности.
Продолжение, начало в № 6-2015 ...................................................................................................................83
УРОКИ ИСТОРИИ
Анатолий Андронов. Крайне срочное задание в Антарктиде ...........................................................................92
Алексей Лашков. Советские ракетчики на страже неба Сирии.
Ближневосточная операция «Кавказ-2» 1982 - 1984 гг. ..............................................................................98
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
СОДЕРЖАНИЕ
2016
Стр.4
ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ:
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
«Специалисты ЦНИИ ВВС рассчитали некоторые характеристики боевой части
этой ракеты, оценили возможные ракурсы ее подлета к самолету и выполнили
анализ возможной системы наведения на цель. Могу сказать, что
полученные нами результаты действительно опровергают вывод о том, что
самолет был сбит ракетой из состава ЗРК типа «Бук». Наиболее вероятно,
это была ракета класса «воздух-воздух» с массой осколочно-фугасной боевой
части не более 33 кг» (масса боевой части ракеты «Бук» составляет 70
кг. — Прим. ред.).
Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня поддерживают
процесс решения экипажем задач оперативного целеполагания и конструирования
способа достижения оперативно оставленной/назначенной цели.
В статье руководителя сектора фундаментальных научных исследований в
ФГУП ГосНИИАС, члена Научного совета Российской ассоциации искусственного
интеллекта доктора технических наук, профессора Бориса ФЕДУНОВА
приводится классификация, облик интеллектуальных систем и процедуры
пополнения их баз знаний в процессе эксплуатации летательных аппаратов.
Величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), характеризующая радиолокационную
заметность летательного аппарата, определяется, в основном,
тремя факторами: формой аппарата, используемыми материалами, а
также технологией производства (качеством внешней поверхности — волнистостью,
наличием ступенек, щелей и т.п.). Испытания, проведенные на
малозаметном экспериментальном самолете XST, показали, что выступающие
головки заклепок могут повысить ЭПР самолета на несколько порядков.
Летные испытания бомбардировщика B-2 убедительно подтвердили это.
ФЦП развития космодромов будет рассмотрена в Правительстве РФ до 1
июля. Если она будет утверждена, то финансирование по строящемуся космодрому
составит 600 млрд руб., в т.ч. на строительство универсального
стартового комплекса для «Ангары» — 9 млрд. Запустить с универсального
стартового комплекса первую ракету «Ангара-А5П» для вывода на орбиту
спутника-регистратора «Луч-5М» планируется уже в 2019 г. «Луч» будут запускать
тяжелой ракетой «Ангара-А5П» ещё трижды: в 2021, 2022 и 2024гг.
В 2025 г. та же ракета будет адаптирована для пилотируемых запусков.
Допуск к полётам ей оформили, и я пригласил её полетать в невесомости.
Это было в 1961 г. В полёте после 5-го режима невесомости её стало тошнить.
Но было неясно: то ли из-за невесомости, то ли из-за того, что в том
полёте военные медики крутили в нашем самолёте на маленькой центрифуге
подопытную собаку: она скулила, брызгала кровь из тех мест, где были
вставлены датчики. Наш командир корабля и второй пилот решили забрать
Люсю в свою кабину. Тошнота у неё прошла, и в последующих режимах невесомости
не возникала.
Девять лет назад в журнале «Авиапанорама» № 1(61)-2007 была опубликована
статья начальника Управления авиации Федеральной службы безопасности
РФ, Героя Российской Федерации Николая Гаврилова «Миссия на Южный
полюс» http://aviapanorama.su/2007/02/missiya-na-yuzhnyj-polyus/
об экспедиции вертолетной группы Ми-8МТВ-2 авиации ФСБ в Антарктиду.
За пятнадцать лет до нее, как следует из публикуемой в настоящем номере
статьи, экипаж самолета Ил-76МД в составе летчиков-испытателей ВВС совершил
в Антарктиде полеты, так же беспримерные по сложности и риску,
оправданному ввиду высокого мастерства экипажа и исключительной важности
поставленной задачи.
страница
страница
4
9
страница
страница
страница
страница
21
33
67
84
Стр.5