МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к лабораторной работе №3 «Исследование влияния параметров звукопоглощающих материалов на частотную характеристику времени реверберации» по учебной дисциплине «Электроакустика и звуковое вещание» для специальности 210405 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», бакалавриата 210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 210400 «Радиотехника». <...> Цель работы Целью работы является изучение студентами методов оптимизации частотной характеристики времени реверберации помещения. <...> В лабораторной работе рассматриваются принципы подбора звукопоглощающих материалов с целью изменения времени реверберации помещения. <...> Контрольные вопросы При подготовке к работе студенты должны изучить основные акустические характеристики помещений и влияние на время реверберации звукопоглощающих материалов и конструкций, используя данную методическую разработку (раздел «Вопросы теории») и учебники /1/, /2/ и /3/. <...> Из каких соображений выбирают размеры концертных залов и музыкальных студий? <...> Приведите графики нарастания и спада плотности звуковой энергии в помещении. <...> Как влияют процессы нарастания и спада плотности звуковой энергии в помещении на слуховое восприятие? <...> Как зависит время оптимальной реверберации от размеров и назначения помещения? <...> Какие частотные характеристики коэффициента звукопоглощения имеют сплошные строительные материалы? <...> Какие частотные характеристики коэффициента звукопоглощения имеют пористые звукопоглощающие материалы? <...> Какие частотные характеристики коэффициента звукопоглощения имеют резонаторные конструкции? <...> Какие частотные характеристики коэффициента звукопоглощения имеют мембранные конструкции? <...> Как влияет на время реверберации степень заполнения помещения слушателями? <...> Задание на лабораторное занятие Лабораторная работа выполняется при помощи программы Sabin Acoustic. <...> Ввести параметры помещения, согласно заданию (объем помещения, площади <...>
Методическая_разработка_к_лабораторной_работе_№3_«Исследование_влияния_параметров_звукопоглощающих_материалов_на_частотную_характеристику_времени_реверберации».pdf
1. Цель работы
Целью работы является изучение студентами методов оптимизации частотной
характеристики времени реверберации помещения.
В лабораторной работе рассматриваются принципы подбора звукопоглощающих
материалов с целью изменения времени реверберации помещения.
2. Литература
1. Акустика: Учебник для вузов / Вахитов Ш.Я., Ковалгин Ю.А., Фадеев А.А.
и др. – М.: Горячая линия-Телеком, 2009. – 660 с.
2. Электроакустика и звуковое вещание /Под ред. Ю.А. Ковалгина. – М.: Горячая
линия-Телеком, 2007. – 872 с.
3. Радиовещание и электроакустика /Под ред. Ю.А. Ковалгина. – М.: Радио и
связь, 2002. – 792 с.
3. Контрольные вопросы
При подготовке к работе студенты должны изучить основные акустические
характеристики помещений и влияние на время реверберации звукопоглощающих
материалов и конструкций, используя данную методическую разработку
(раздел «Вопросы теории») и учебники /1/, /2/ и /3/.
Необходимо знать ответы на следующие контрольные вопросы:
1. Чем характеризуется диффузное звуковое поле?
2. Поясните процессы поглощения и отражения звука в помещении.
3. Что такое отзвук?
4. Какие характеристики отзвука влияют на слуховые ощущения при прослушивании
музыки и речи?
5. Из каких соображений выбирают размеры концертных залов и музыкальных
студий?
6. Приведите графики нарастания и спада плотности звуковой энергии в помещении.
7.
Как влияют процессы нарастания и спада плотности звуковой энергии в
помещении на слуховое восприятие?
8. Что называется временем реверберации?
9. Что называется временем оптимальной реверберации?
10. Как зависит время оптимальной реверберации от размеров и назначения
помещения?
11. Приведите схему измерения времени реверберации.
12. Какие сигналы могут использоваться при измерении времени реверберации?
3
Стр.3
Частотная характеристика оптимального времени реверберации концертных
залов и музыкальных студий имеет, как правило, подъем в области нижних частот
на 20…40%, как показано на рисунке 9.
Подъем в области низких частот следует отнести за счет эстетических вкусов
и традиций слушателей, предпочитающих в музыкальных передачах некоторое
подчеркивание низких частот.
Рисунок 9.
Допустимое отклонение стандартного времени реверберации от оптимальных
значений показано на рисунке 10 (для концертных залов и музыкальных студий
– область 1 на графике).
Рисунок 10.
7. Содержание отчѐта
1. Титульный лист с указанием кафедры, лаборатории, номера и наименования
работы, номера группы и фамилии студента.
2. Цель работы.
3. Параметры заданной студии (с результатом расчѐта).
4. Графики и таблицы с результатами наблюдений.
5. Выводы.
19
Стр.19