МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Российский государственный
университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
(ГЦОЛИФК)»
М.С. Волкова
ГЛОССАРИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНАМ «РИТОРИКА»
И «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО»
для направлений обучения
034300.62 «Физическая культура»,
034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»,
100400.62 «Туризм», 230700.62 «Прикладная информатика»,
080200.62 «Менеджмент», 032400.68 «Антропология и этнология»
Москва-2014
Стр.1
2
Глоссарий утвержден и рекомендован
Экспертно-методическим советом
Гуманитарного института ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ
Протокол № 36 от 23 апреля 2014 г.
УДК: 82.085(03)(073)
В 67
Автор: Волкова Марина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент
кафедры филологии и спортивной журналистики ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ
Рецензент: Комова Елена Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент,
завкафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ
Глоссарий по дисциплинам «Риторика» и «Ораторское искусство» составлен
в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП
ВПО по направлениям подготовки 034300.62 «Физическая культура», 034600.62
«Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», 100400.62 «Туризм»,
230700.62 «Прикладная информатика», 080200.62 «Менеджмент», 032400.68
«Антропология и этнология».
Стр.2
3
Глоссарий является частью учебно-методического комплекса дисциплин
«Риторика» и «Ораторское искусство» и предназначен для студентов и
магистрантов, обучающихся в РГУФКСМиТ и изучающих данные дисциплины.
В глоссарии представлены основные термины, которые используются в
риторике (ораторском искусстве). Овладение основными терминами и понятиями
риторики (ораторского искусства) будет способствовать более углубленному
изучению данных дисциплин и закреплению пройденного учебного материала.
Глоссарий (словарь терминов) может быть также использован и для
самостоятельного изучения основ риторики (ораторского искусства).
Стр.3
4
ГЛОССАРИЙ
(словарь основных терминов)
Абзац (красная строка) (нем.) – часть текста (его компонент), обладающая
относительной самостоятельностью. Текст делится на абзацы по замыслу автора,
на письме выделяется отступом, в устной речи - паузами и интонацией.
Аббревиатура – сложносокращенное слово, образованное из начальных
букв или слогов, например, РОВД (районный отдел внутренних дел).
Абстрактная лексика – слова, обозначающие отвлеченные понятия,
например, причина, следствие, необходимость и т. д.
Автор (лат.) – создатель какого-либо произведения. Авторство предполагает
высокую степень самостоятельности.
Авторская позиция (лат.) – точка зрения, идея, которую проводит,
отстаивает говорящий или пишущий.
Агитационная речь. Агитация (лат.) – распространение политических идей,
средство убеждения (например, на выборах в парламент).
Академическое (греч.) красноречие – мастерство научного доклада,
вузовской и иной лекции, учебной беседы, популяризации знаний и пр.
Аксиома – бесспорная, не требующая доказательств истина, используемая в
спорах; аргументация.
Активная лексика – слова и выражения, часто употребляемые говорящим.
Актуальность речи – важность, злободневность, существенность для
настоящего времени.
Акустика – звуковая характеристика какого-либо помещения.
Акцио (лат.) – название 5-го раздела классической риторики; исполнение
подготовленной оратором речи.
Аллегория (греч.) – иносказание, один из видов тропов: отвлеченная мысль
передается через конкретный, отчетливо представляемый образ, например, в
баснях, сказках глупость, упрямство воплощается в образе Осла, трусость – в
образе Зайца и т.д.
Стр.4
5
Аллюзия (лат.) – стилистический прием, намек (обычно шутливый) на какойто
факт, известный не всем, а единомышленникам автора.
Анализ (греч.) риторический – вид филологического анализа речевых
произведений; средство самоконтроля, редактирования.
Аналогия (греч.) – сходство между предметами, явлениями в каких-то
отношениях: прием рассуждения, доказательства; форма умозаключения: на
основании сходства предметов в каком-то отношении делается вывод о сходстве и
в других отношениях.
Анафора (греч.) – единоначатие, повторение начальных слов ряда
предложений или оборотов речи, например, «Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья…» (Лермонтов).
Анахронизм (греч.) – намеренное перенесение автором названий, имен,
понятий из одной эпохи в другую. Так, современные авторы вкладывают в руки
защитников Родины меч, как символ мужества.
Антитеза (греч.)
–
стилистическая фигура, построенная на
противопоставлении, нередко – на антонимичной паре, например, «Ты и убогая,
Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная…» (Некрасов).
Антитезис – в споре суждение, противопоставляемое тезису, главной
мысли.
Антонимы – слова, относящиеся к одной смысловой группе, но имеющие
противоположные значения, например, дорого – дешево, низкий – высокий.
Арго (фр.) – речь определенных социально замкнутых групп (воровское,
школьное, студенческое, армейское).
Аргумент (лат.) – логический довод в споре, в рассуждении, в
доказательстве, используемый оратором для убеждения слушателей; обычно –
факт, бесспорный, неопровержимый, ясный, проверенный.
Аргументация – приведение логических и психологических доводов,
аргументов, а также их совокупность.
Артикуляция (лат.) – работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба,
голосовых связок, нижней челюсти), необходимая для правильного произношения
звуков; основа дикции оратора.
Стр.5