2015, том 17 [3] НАРУШЕНИЯ ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ М.А. <...> Посохова, Н.М. Фатеева ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, г. Тюмень В работе представлены результаты исследования внешнего и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при использовании специальных дыхательных методик. <...> Выявлено положительное влияние формирования речевого дыхания как на развитие речи, так и личности ребенка в целом. <...> Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих речевую патологию, среди которых одной из самых распространенных является дизартрия, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию [8]. <...> Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. <...> Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. <...> Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике [6]. <...> Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. <...> Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух. <...> При псевдобульбарной форме дизартрии практически всегда страдает дыхательная функция. <...> При этом речевое дыхание сформировано недостаточно, жизненная емкость легких снижена, речевой выдох более короткий, чем вдох, сила выдоха недостаточна [2, 8]. <...> Формирование речевого дыхания и коррекция псевдобуль6арной дизартрии — это неотъемлемые составляющие успешного развития детей с речевой <...>