Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Ярославский педагогический вестник

Ярославский педагогический вестник №4 2015

0   0
Страниц384
ID317012
АннотацияНаучный журнал «Ярославский педагогический вестник» издается с 1994 года и является первым научным журналом в Ярославской области,в котором публикуются статьи по различным отраслям наук. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Ярославский педагогический вестник .— Ярославль : ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО .— 2015 .— №4 .— 384 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/317012 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К. Д. УШИНСКОГО» ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК YAROSLAVL PEDAGOGICAL BULLETIN Научный журнал Издается с 1994 года 2015 – № 4 Ярославль 2015 УЧРЕДИТЕЛИ: ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. <...> К. Д. Ушинского» Департамент образования Ярославской области Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. <...> К. Д. Ушинского», 2015 © Авторы статей, 2015 FOUNDING PARTIES: FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Ushinsky» Department of Education of the Yaroslavl region Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. <...> Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); T. <...> Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. <...> Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586 © FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Педагогическое обеспечение развития эмоциональной устойчивости будущего учителя _______________ 13 Головлева С. М. <...> Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса ______ 18 Кобозева И. С., Чинякова Н. И., Чинякова Ю. В. <...> Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога ___________________ 85 Байбородова Л. В., Артемьева Л. Н., Щелкунова Л. А. <...> Виды самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин лингвометодического цикла _____ 118 Лобода И. В. <...> Формирование социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях образовательного учреждения ________ 143 Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. <...> Д. И. Рейтынбарг: основатель психологии воздействия в советской психотехнике _____ 169 Зобков А. В. <...> Типологические характеристики саморегуляции учебной деятельности школьников ____________________ 179 <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№4_2015.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Ярославский_педагогический_вестник_№4_2015.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО» ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК YAROSLAVL PEDAGOGICAL BULLETIN Научный журнал Издается с 1994 года 2015 – № 4 Ярославль 2015
Стр.1
УЧРЕДИТЕЛИ: ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» Департамент образования Ярославской области Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. – № 4. – 383 с. – ISSN 1813–145Х. 2015, № 4. – 500 экз. РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, профессор, первый проректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); М. И. Рожков, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; А. В. Азов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области; Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет г. Пуатье, Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, заслуженный деятель науки РФ; Груздев М. В., доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора департамента Ярославской области (зам. главного редактора); В. З. Демьянков, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии, профессор, проректор Ярославского государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного университета, Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль; И. А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и информационных технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»; З. Крушевский, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; Н. Н. Летина, доктор культурологии, доцент кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; О. В. Лукин, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории языка и немецкого языка Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. Ю. Лученецкая-Бурдина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Г. Макеева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; А. Б. Пермиловская, доктор культурологии, главный научный сотрудник Института экологических проблем Севера УрО РАН; Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова, заслуженный деятель искусств РФ; Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета Ланкастера, Великобритания; А. Б. Соколов, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, заведующая кафедрой культурологи и музееведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; В. П. Федюк, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; Н. А. Хренов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, членкорреспондент РАН; Т. В. Юрьева, доктор культурологии, профессор кафедры журналистики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, А. В. Ястребов, доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии. Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108 Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство) Адреса в интернете: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/ Свидетельство о регистрации средства массовой информации (Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) ПИ № 77–15549 от 26 мая 2003 г. Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586 © ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2015 © Авторы статей, 2015
Стр.2
FOUNDING PARTIES: FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky» Department of Education of the Yaroslavl region Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. Yaroslavl: RIO YSPU, 2015. – № 4. – 383 p. – ISSN 1813–145X. 2015, № 4. – 500 pcs. THE EDITORIAL BOARD V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Editor-in-Chief); M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Professor, First Vice Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; A. V. Azov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in the Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool Pedagogics and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University; N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after N. P. Ogariov, Honoured Scientist of the Russian Federation; M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice Director of the Department of the Yaroslavl Region (Deputy Chief Editor); V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Institute of Education Development, Yaroslavl; I. A. Irodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Physics and Information Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History of World Culture»; Z. Krushevsky, Professor of P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; N. N. Liotina, Doctor of Culturology, Associate Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; O. V. Lukin, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Theory of Language and German Language Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. Ju. LuchenetskayaBurdina, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Russian Literature Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology, Germany; V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Ways of Training Philological Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, Leading Research Worker of the Institute of Ecological Problems of the North of the Russian Academy of Sciences; Ju. P. Povarionkov, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov, Honoured Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov; A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain; A. B. Sokolov, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. Ju. Tikhonova, Doctor of Culturology, Head of the Culturology and Museology Department of Uliyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Uliyanov; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute of Art Criticism, Moscow; A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; T. V. Jurieva, Doctor of Culturology, Professor of the Journalism Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Yastrebov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of theses to get the academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published. The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board. Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108 Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house) The Internet address: http://yspu.org/; http://vestnik.yspu.org/ The Certificate of registration of mass media (The Ministry of the Russian Federation for Affairs of the Press, Television and Radio Broadcasting and Mass Communication Media) PI № 77-15549 dated from May 26, 2003. Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586 © FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky», 2015 © Authors of articles, 2015
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Научный журнал Издается с 1994 года № 4–2015 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Тарханова И. Ю. Стратегическая концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования _________________________________________________________________________8 Яковлева Ю. В. Педагогическое обеспечение развития эмоциональной устойчивости будущего учителя _______________ 13 Головлева С. М. Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса ______ 18 Кобозева И. С., Чинякова Н. И., Чинякова Ю. В. Современный подход ко взаимосвязи математики и музыки как эффективному педагогическому средству ________________________________________________________________ 23 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Дмитриева Е. А., Шагова О. А. Использование компонентов УМК линии «Сферы» по биологии на основе учета ведущего типа восприятия информации школьниками ________________________________________ 27 Болдырева Е. М. Принцип интеграции при организации юбилея писателя в школе __________________________________ 33 Мусина В. Е. Учитель как субъект патриотического воспитания школьников ______________________________________ 38 Журина А. С. Использование конструктивной и преодоление деструктивной интерференции при изучении второго иностранного языка __________________________________________________________________________________ 42 Золотарева А. В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик ___________ 46 Черная Н. Л., Маскова Г. С., Шубина Е. В., Танчук А. И. Эффективность применения лечебного плавания в реабилитации школьников с ожирением в условиях детской поликлиники____________________________________ 54 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ястребов А. В., Новоселова Н. Н. Геометрические следствия приблизительности вычислений с помощью интерактивных математических сред __________________________________________________________ 61 Федорова О. Н. Описание методической системы с помощью графа соответствия __________________________________ 73 Ионова Н. В., Иванова Н. В. Технологии проблемного обучения в системе подготовки студентов психологопедагогического направления __________________________________________________________________________ 81 Пикина А. Л., Золотарева А. В. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога ___________________ 85 Байбородова Л. В., Артемьева Л. Н., Щелкунова Л. А. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности студентов в период практики по классному руководству ___________ 93 Гусева Л. А. Художественный стиль: терминологические коллизии и преподавание курса стилистики русского языка ___ 100 Бутько Ю. В. Прагматический аспект перевода микротекстов на начальном этапе обучения ________________________ 106 Тимофеева З. М. Исследовательский компонент в методической подготовке преподавателя географии в условиях непедагогического бакалавриата _______________________________________________________________________ 113 Грошенкова В. А. Виды самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин лингвометодического цикла _____ 118 Лобода И. В. Модели подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для социально-экономического развития региона ________________________________________________________ 122 Сарафанова И. Е. Модель формирования организационно-управленческой компетентности менеджера в вузе на основе игротехнического метода _____________________________________________________ 129 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Симановский А. Э., Ершова Н. Г. Развитие творческого воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи ___ 135 Саватеева А. Л., Тихомирова Л. Ф., Тишинова Е. А. Формирование социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях образовательного учреждения ________ 143 Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Современные методы исследования установок в отношении употребления алкоголя и курения у подростков и студентов _____________________________________________________________________ 152 4
Стр.4
ПСИХОЛОГИЯ Мазилов В. А. Методология психологии: к разработке концепции психологического факта _________________________ 157 Стоюхина Н. Ю., Мазилов В. А. Д. И. Рейтынбарг: основатель психологии воздействия в советской психотехнике _____ 169 Зобков А. В. Типологические характеристики саморегуляции учебной деятельности школьников ____________________ 179 Гольцова А. А. Смысложизненные ориентации юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста ___ 189 Ледовская Т. В., Резчикова О. А. Динамика защитного и совладающего поведения студентов на разных курсах обучения ___________________________________________________________________________ 194 Лапкина Е. В. Проблема связи совладающего и защитного поведения ___________________________________________ 201 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Астафьева О. Н., Аванесова Г. А. Развитие национальной культуры и культурная политика в Российской империи и СССР: сравнительный анализ ____________________________________________________ 206 Догорова Н. А. Хронология и типология зарождения профессионального театрального дела в Мордовии ______________ 217 Липский В. Н. Трансформации эстетической культуры в социально-политическом контексте _______________________ 224 Злотникова Т. С. Женский архетип в российской массовой культуре ____________________________________________ 230 Летина Н. Н. Гендерно детерминированный пушкинский дискурс женского творчества в России XIX в. ______________ 237 Азеева И. В. Актер учится в вузе и театре ___________________________________________________________________ 242 Бойчук Е. И. Ритм как категория выражения индивидуального стиля писателя (на материале произведений французских авторов) _______________________________________________________ 247 Пефтиев В. И. Философия и роман в творчестве Альбера Камю: эссе «Миф о Сизифе» (1942) ______________________ 253 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Скибинская О. Н. Специфика формирования книжной культуры русской провинции XVIII в.: от сакральности к публичности ________________________________________________________________________ 258 Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Зарождение и становление «ученого сословия» в России __________________________ 264 Летуновский Е. А. Европейский театр первой половины XIX в. в оценке русских путешественников _________________ 271 Соколов А. Б. Т. Н. Грановский о классическом образовании ___________________________________________________ 279 Халявина Ю. В. Представление о женском вопросе на страницах ярославской прессы в начале ХХ в. _________________ 285 Воронина Н. Е. Компаративный анализ творческих судеб актеров Художественного театра: «великий» Качалов и «маленький» Стахович ____________________________________________________________ 290 Докучаева Ю. И. Концепт «образа врага» в дискурсе комбатантов о русско-японской войне _________________________ 294 Новиков М. В. Гражданская война: образованность, воспитанность и жестокость __________________________________ 300 Личак Н. А. Понятие «памятник искусства и старины» в законодательстве Советской России 1920–1930-х гг. __________ 306 Александрова М. В., Антонец В. А. Пространство «Обители» как основание бытия в романе З. Прилепина ____________ 312 Мариничева М. Е. Антропология вузовского музея: люди и персонажи __________________________________________ 318 Чжан Цзяньхуа ( ) От романа к фильму, от конфликта к дружбе: переводы «Дерсу Узала» в Китае и советско-китайских отношениях _________________________________________ 321 КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ Кузин А. С. Можно ли воспитать театрального педагога? ______________________________________________________ 329 Синеокий О. В. Дуализм диско в культурно-коммуникативной ретроспективе ____________________________________ 336 Тарумова Н. Т. Популяризация культурно-исторических знаний в сети Internet ___________________________________ 342 Титова Л. Г., Румянцева Е. С. Гражданское просвещение пожилых людей: проблемы реализации в условиях современных обществ ___________________________________________________ 347 Юдина А. В. Архитектурный облик городов Центральной России в аспекте геометрических форм ___________________ 354 ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ Пономарева М. Г., Скибинская О. Н. Межрегиональная конференция «Детская книга: автор – библиотека – читатель»__ 361 Фалетрова О. М., Слепко Ю. Н. Первая предметная олимпиада по музыке среди учащихся школ Ярославской области _ 365 Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Наука в современном российском обществе ________________________________________ 367 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ _____________________________________________________________________________ 371 Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник» и требования к оформлению рукописей _______________________________________________________________ 382 5 张建华
Стр.5
YAROSLAVL PEDAGOGICAL BULLETIN Scientific Magazine Published since 1994 № 4–2015 THE CONTENT GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION Tarkhanova I. Ju. The Strategic Concept of Socialization of Adults by Means of Further Professional Education _______________8 Jakovleva Ju. V. Pedagogical Support in Development of the Future Teacher’s Emotional Stability _________________________ 13 Golovliova S. M. Educational Environment Components of the Subject Focused Type of the Pedagogical Process _____________ 18 Kobozeva I. S., Chinyakova N. I., Chinyakova Ju. V. The Modern Approach to Relationship of Mathematics and Music as an Effective Pedagogical Means ________________________________________________________________________ 23 THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION Dmitrieva E. A., Shagova O. A. Use of UMK Components of the Line «Sphere» in Biology on the Basis of Accounting of the Leading Type of Schoolchildren’s Perception of Information ___________________________________________________ 27 Boldyreva E. M. The Principle of Integration in Organization of the Writer’s Anniversary at School ________________________ 33 Musina V. E. The Teacher as a Subject of Schoolchildren’s Patriotic Education ________________________________________ 38 Zhurina A. S. Use of Constructive and Prevention of Destructive Interference in the Study of the Second Foreign Language _____ 42 Zolotariova A. V. Further Education of Children in the Aspect of Formal and Informal Characteristics_______________________ 46 Сhiornaya N. L., Maskova G. S., Shubina E. V., Tanchuk A. I. Efficiency of Therapeutic Swiming in Rehabilitation of Schoolchildren with Obesity in the Policlinic ________________________________________________________________ 54 THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION Yastrebov A. V., Novoselova N. N. Geometrical Consequences of Approximate Calculations by Means of Interactive Mathematical Software ______________________________________________________________ 61 Fiodorova O. N. Description of the Methodical System Using a Graph of Matching _____________________________________ 73 Ionova N. V., Ivanova N. V. Technology of Problem-Based Learning in Training Students of Psycho-Pedagogical Orientation ___ 81 Pikina A. L., Zolotariova A. V. Tutor’s Support of the Teacher’s Professional Development ______________________________ 85 Baiborodova L. V., Artemieva L. N., Shchelkunova L. A. Pedagogical Support of Students’ Individual Educational Activity during Class Supervision Practice ________________________________________________________ 93 Guseva L. A. Art Style: Terminological Collisions and Teaching Russian Stylistics _____________________________________ 100 Butko Ju. V. A Pragmatic Aspect in Translation on the Elementary Level of Teaching __________________________________ 106 Timofeeva Z. M. Realization of the Research Component in Geography Teacher’s Methodical Training under Conditions of Non-Pedagogical Baccalaureate __________________________________________________ 113 Groshenkova V. A. Types of Students’ Independent Work When Studying Disciplines of the Linguomethodical Cycle _________ 118 Loboda I. V. Models of Preparation of Middle Ranking Personnel and Experts to Social and Economic Development of the Region _______________________________________________ 122 Sarafanova I. E. Model of Formation of the Manager’s Organizational and Administrative Competence in the Higher Education Institution on the Basis of the Gametechnical Method ___________ 129 CORRECTIONAL PEDAGOGICS Simanovsky A. E., Ershova N. G. Development of Creative Imagination in Preschoolchildren with General Underdevelopment of Speech _______________________________________________ 135 Savateeva A. L., Tikhomirova L. F., Tishinova E. A. Formation of Socializing Correctional and Developing Environment for Children with Moderate and Hard Mental Retardation in the Educational Institution ______ 143 Tikhomirova L. F., Basov A. V. Modern Methods to Research Teenagers and Students’ Mindsets in Relation of Alcohol Intake and Smoking ________________________________________________________________ 152 PSYCHOLOGY Mazilov V. A. Psychology Methodology: to Development of the Concept of the Psychological Fact ________________________ 157 6
Стр.6
Stojukhina N. Ju., Mazilov V. A. D. I. Reytynbarge: a Founder of Impact Psychology in the Soviet Psychotechnics ___________ 169 Zobkov A. V. Typological Characteristics of Self-Regulation of Schoolchildren’s Learning Activities ______________________ 179 Goltsova A. A. Life-Purpose Orientations of Young Men and Women with a Different Self-Assessment of Psychological Age ___ 189 Ledovskaya T. V., Rezchikova O. A. Dynamics of Students’ Protective and «Coping-Behaviour» during Training at University __ 194 Lapkina E. V. Coping and Defensive Behaviour Problem (for example, the adult sample) _______________________________ 201 THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES Astafieva O. N., Avanesova G. A. Development of National Culture and Cultural Policy in the Russian Empire and the USSR: a Comparative Analysis _________________________________________________ 206 Dogorova N. A. Chronology and Typology of Origin of Professional Theatrical Matter in Mordovia _______________________ 217 Lipsky V. N. Transformations of Aesthetic Culture in the View of the Socio-Political Context ____________________________ 224 Zlotnikova T. S. Feminine Archetype in Russian Popular Culture ___________________________________________________ 230 Liotina N. N. Gender-Determined Pushkin Discourse of Female Creativity in Russia in the XIX century ____________________ 237 Azeeva I. V. An Actor Studies in the Institute and in the Theatre ___________________________________________________ 242 Boichuk E. I. Rhythm as a Category to Express the Writer’s Individual Style (based on the French authors’ works) ___________ 247 Peftiev V. I. Philosophy and Novel in Albert Camus's Playwriting: Essay «The Myth about Sisyphus» (1942) ________________ 253 HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES Skibinskaya O. N. Specificity of Book Culture Formation in the Russian Province of the XVIII century: from Sacredness to Publicity ____________________________________________________________________________ 258 Novikov M. V., Perfilova T. B. Origin and Development of «Scientific Estate» in Russia ________________________________ 264 Letunovsky E. A. European Theatre of the First Half of the XIX century in Russian Travellers’ Estimation __________________ 271 Sokolov A. B. T. N. Granovsky about Classical Education ________________________________________________________ 279 Khalyavina Ju. V. The Idea of the Women’s Question throughout the Pages of Yaroslavl Press in the early XX-th century ______ 285 Voronina N. E. A Comparative Analysis of Creative Destinies of Actors of the Art Theatre: «Great» Kachalov and «Small» Stakhovich ________________________________________________________________ 290 Dokuchaeva Ju. I. The Concept «Enemy Image» at the Combatants' Discourse of the Russo-Japanese War __________________ 294 Novikov M. V. The Civil War: Education, Educatedness and Cruelty ________________________________________________ 300 Lichak N. A. The Concept «Monument of Art and Antiquities» in the Legislation of Soviet Russia in 1920–1930-s ___________ 306 Aleksandrova M. V., Antonets V. A. «The Abode» as the Basis of Being in Z. Prilepin’s Novel ___________________________ 312 Marinicheva M. E. Anthropology of the University Museum: People and Characters ___________________________________ 318 Chzhan Tsyankhua From a Novel to a Film, from Conflict to Friendship: Translation «Dersu Uzala» in China and Chinese-Russian Relations _____________________________________________ 321 CULTURE CONFORMABLE PRACTICES Kuzin A. S. Is It Possible to Educate an Acting Teacher? _________________________________________________________ 329 Sineoky O. V. Dualism disco in the Cultural and Communicative Retrospective _______________________________________ 336 Tarumova N. T. Popularization of Cultural and Historical Knowledge in the Internet ___________________________________ 342 Titova L. G., Rumyantseva E. S. Civil Education of Senior Citizens: Problems of Realization under Conditions of Modern Societies _________________________________________________ 347 Judina A. V. Architectural Look of Central Russian Cities in the Aspect of Geometrical Forms ___________________________ 354 CHRONICLE AND INFORMATION Ponomariova M. G., Skibinskaya O. N. Interregional Conference «Children's Book: Author – Library – Reader» _____________ 361 Faletrova O. M., Slepko Ju. N. The First Subject Competition on Music among Schoolchildren of the Yaroslavl Region _______ 365 Mazilov V. A., Slepko Ju. N. Science in the Modern Russian Society ________________________________________________ 367 INFORMATION ABOUT THE AUTHORS _________________________________________________________________ 377 Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin» and Requirements to Typography of Manuscripts ________________________________________________________ 383 7 张建华 )
Стр.7