В.Н. Мещеряков ЖАНРЫ УЧИТЕЛЬСКОЙ РЕЧИ Публицистика Рецензии на сочинения Отзывы Школьные характеристики Педагогические эссе Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФлИнта» 2014 1 УДК 372.8(072) ББК 74.26я7 М56 М56 Мещеряков В.Н. <...> В этом смысле «Жанры учительской речи» представляют собой учебное пособие по формированию педагогически ориентированной речи. <...> Итак: Речевая ситуация — 1 Вам предстоит открыть студенческий митинг в связи с каким-либо важным событием. <...> Этикетное вступление (обращение к участникам собрания: Дорогие товарищи! <...> Этикетное вступление (обращение к участникам собрания: Уважаемые товарищи!) <...> Речевая ситуация — 2 Вам предстоит сделать отчет о проделанной работе. <...> Речевая ситуация — 3 Вам предстоит выступить в рамках прений; схема выступлений этого типа имеет следующий вид: 8 Уважаемые товарищи! <...> Подчеркните в приведенном выше тексте опорные конструкции, опираясь на его модель, представленную ранее, и определите границы следующих типичных компонентов выступлений этого вида: 1) этикетное вступление; 2) оценка доклада; 3) выделение проблемы, заслуживающей дополнительного обсуждения; 4) указание на цель, предмет и обоснование необходимости говорить об этом предмете; 5) главная часть выступления (факты, их осмысление, выводы); 6) заключение в виде предложений. <...> В структуре таких выступлений выделяются следующие композиционные части: 1) этикетное вступление (Дорогие наши . <...> И естественными становятся пожелания им, поумневшим и теперь уже зрелым, свершений больших дел, большой судьбы. а вот опорные конструкции напутственного выступления одного из выпускников вашего факультета. <...> Выступления, тип которых характеризуется ниже, практически не встречаются в обиходе студента вуза. но смысл наших упражнений заключается не в том, чтобы уметь выступать «по любому поводу», а в том, чтобы научиться видеть (слышать) внутреннюю структуру, модель, схему устного выступления, фиксировать на слух <...>
Жанры_учительской_речи_(1).pdf
УДК 372.8(072)
ББК 74.26ÿ7
Ì56
Ì56
Мещеряков В.Н.
Жанры учительской речи: Публицистика. Рецензии
на сочинения. Отзывы. Школьные характеристики. Педагогические
эссе [Электронный ресурс]: у÷åá. пособие /
Â.í. Мещеряков. — 2-е изд., стер. – Ì.: ÔëÈíòà, 2014. —
248 ñ.
ISBN 978-5-89349-165-4
Жанры учительской речи не фантом, не средство навязывания
учителю-практику догматических требований к его речевым партиям на
уроках и в контексте его профессионального и общественного бытия,
а факт многовековой отечественной традиции в сфере народного
образования. Учебное пособие освещает опыт формирования начальных
умений профессионально-ориентированной речи в вузовских аудиториях
педагогических университетов страны.
теоретические основания настоящего пособия шире его конкретной
адресации, и поэтому оно может быть использовано не только
учителями, но и широким кругом специалистов, деятельность которых
связана с повышенной речевой ответственностью.
УДК 372.8(072)
ББК 74.26ÿ7
ISBN 978-5-89349-165-4
2
© Издательство «ÔëÈíòà», 2014
Стр.2
Оглавление
Ч а с т ь I. ЖАНРы ПуБЛИчНОй учИТЕЛьСКОй РЕчИ ........ 4
1. Речевые ситуации .................................................................................. 4
2. Жанры и модели учебных выступлений, сообщений и докладов ...... 47
3. Материалы для самостоятельной работы .............................. 72
Ч а с т ь II. ЖАНРы учИТЕЛьСКОй РЕчИ
ХАРАКТЕРИЗуЮщЕГО ТИПА .............................. 87
1. Рецензия на сочинение ................................................................. 87
2. Отзыв как жанр учительской речи .................................................. 105
3. Рецензия на издание ................................................................. 112
Ч а с т ь III. ПЕДАГОГИчЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА .............. 126
1. Общая характеристика. Психологические предпосылки.
Виды характеристик ............................................................................ 126
2. Правила функционирования школьных характеристик .................... 175
3. Методика освоения жанра ................................................................... 183
4. Вместо заключения ............................................................................... 223
Ч а с т ь IV. ПЕДАГОГИчЕСКИй АРХИВ ...................................... 227
ЗАКЛЮчЕНИЕ ....................................................................................... 246
247
Стр.247