Авторами предложена система учебных заданий, включающая ситуационные задания и упражнения, а также дано описание приемов нравственной активизации личности младшего школьника в процессе экологического образования. <...> Пособие может применяться при изучении соответствующих разделов курсов «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир», а также в рамках спецкурса «Экологическое образование школьников» по всем профилям подготовки студентов по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлению 050100 «Педагогическое образование». <...> ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ . <...> Учебные задания по формированию экологической образованности . <...> Ситуационные задания как средство экологического образования . <...> Приемы нравственной активизации личности младшего школьника в процессе экологического образования . <...> Как отмечается в базисном учебном (образовательном) плане образовательных учреждений федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, изучение интегрированного курса «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему [27]. <...> В методическом пособии представлено описание особенностей экологического образования младших школьников на современном этапе, подбор изме4 рителей для диагностирования экологической образованности младших школьников (когнитивный, эмоциально-ценностный и практически-действенный критерии). <...> Авторами предложена система учебных заданий, включающая ситуационные задания и упражнения, а также описание приемов нравственной активизации личности младшего школьника в процессе экологического <...>
Формирование_экологической_культуры_младших_школьников_Учебно-методическое_пособие.pdf
УДК 373
ББК 74.200.528
Г852
Рецензенты:
Н. В. Бибикова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
филиала МПГУ в г. Ульяновске, кандидат педагогических наук
А. В. Ильина, доцент кафедры методик начального образования
Ульяновского государственного педагогического университета,
кандидат педагогических наук
Г852
Гринева Е. А., Давлетшина Л. Х. Формирование
экологической культуры младших школьников: Учебнометодическое
пособие. – М.: Прометей, 2012. – 110 с.
В методическом пособии представлено описание особенностей
экологического образования младших школьников, общей целью которого
является формирование экологической культуры. Для диагностики
результатов процесса экологического образования младших школьников
предлагается комплекс соответствующих методик в соответствии
с критериями (когнитивный, эмоциально-ценностный и практическидейственный).
Авторами предложена система учебных заданий, включающая
ситуационные задания и упражнения, а также дано описание
приемов нравственной активизации личности младшего школьника в
процессе экологического образования.
Пособие может применяться при изучении соответствующих разделов
курсов «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий
мир», а также в рамках спецкурса «Экологическое образование
школьников» по всем профилям подготовки студентов по программам
бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлению
050100 «Педагогическое образование».
ISBN 978-5-7042-2404-4
© Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ . . . . . . . . . . . 17
2.1. Диагностические задания: когнитивный критерий . . . . 23
2.2. Диагностические задания: эмоционально-ценностный
критерий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.3. Диагностические задания: практически-действенный
критерий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Глава 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ
И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
3.1. Учебные задания по формированию экологической
образованности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
3.2. Ситуационные задания как средство экологического
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.3. Приемы нравственной активизации личности младшего
школьника в процессе экологического образования . . . . . . . 68
Вместо заключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложение 1. Диагностический материал . . . . . . . . . . . . . . . . 95
1.1. Анкета для учащихся 3–4 классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
1.2. Опросник «Я и окружающий мир» . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Приложение 2. Иллюстративный материал к упражнениям . . 104
2.1. Упражнение «Что ты можешь изменить сам» . . . . . . . . 104
2.2. Упражнение «Азбука потребностей и желаний» . . . . . 105
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Стр.3