Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез (242,00 руб.)

0   0
Первый авторБабина Г. В.
АвторыШарипова Н. Ю.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц192
ID315962
АннотацияМонография посвящена рассмотрению вопросов структурной организации слов у дошкольников с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. Представлены данные о специфических показателях несформированности слоговой структуры слова у детей с различными формами речевых нарушений и с разной степенью их проявлений. Выявлена взаимозависимость трудностей восприятия и реализации структуры слова. Проанализированы механизмы, лежащие в основе становления слоговой структуры слова, и охарактеризовано их состояние у дошкольников с различными формами речевой патологии. Представлены материалы исследования базовых неречевых процессов, значимых для формирования слоговой структуры слова у детей. Предложены основные направления коррекционной работы.
Кому рекомендованоИздание адресовано научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам дефектологических, филологических факультетов и факультетов дошкольной педагогики и психологии, а также учителям-логопедам и педагогам специального образования.
ISBN978-5-7042-2463-1
УДК376-056.264
ББК74.300р4
Бабина, Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез : монография / Н.Ю. Шарипова; Г.В. Бабина .— Москва : Издательство Прометей, 2013 .— 192 с. — Библиогр.: с. 152-174 .— ISBN 978-5-7042-2463-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/315962 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. . . . 18 1.3 Языковая и метаязыковая способность как чувственный и осознанный уровни познания звуковых и структурных составляющих родного языка . <...> Становление слоговой структуры слова в онтогенезе . <...> . . . . . . . . . . . 64 3.2 Овладение слоговой структурой слова дошкольниками с алалией, с минимальными проявлениями алалии, со стертой дизартрией . <...> . 74 3.2.2 Проговаривание слов различной слоговой сложности дошкольниками с алалией . <...> . . 78 3.2.3 Восприятие структурных и ритмических характеристик слова детьми с минимальными проявлениями алалии . <...> . 84 3.2.4 Проговаривание слов различной слоговой сложности детьми с минимальными проявлениями алалии . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . 86 СОДЕРЖАНИЕ 3.2.5 Восприятие структурных и ритмических характеристик слова детьми с минимальными проявлениями дизартрии . <...> . . . . . . . . . . . . . . 95 4.1 Оптико-пространственная ориентация, динамическая и темпо-ритмическая организация серийных движений и действий как предпосылки усвоения слоговой структуры слова . <...> . . . . . . . . . . . . . . . 129 4.2.3 Состояние процессов, значимых для становления слоговой структуры слова, у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии . <...> . . . . 141 5.2 Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий . <...> . . . 180 Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 5 Монография посвящается нашему учителю Ольге Алексеевне Токаревой 6 ВВЕДЕНИЕ Искажения слогового состава слов родного языка являются одним из показателей наличия у ребенка общего недоразвития речи. <...> Становится очевидной необходимость поиска новых путей логопедического воздействия, позволяющих оптимизировать процесс коррекции и расширить спектр традиционных подходов к устранению недостатков слогового оформления слов и собственно к рассмотрению феномена «слоговая структура слова». <...> Практическая значимость определяется возможностью использования <...>
Структурно-слоговая_организация_речи_дошкольников_онтогенез_и_дизонтогенез_Монография.pdf
УДК 372 ББК 74.300р4 8 Б125 Рецензенты: Л. И. Белякова, доктор медицинских наук, профессор, А. А. Алмазова, кандидат педагогических наук, доцент Б125 Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: Монография. – М.: Прометей, 2013. – 192 с. Монография посвящена рассмотрению вопросов структурной организации слов у дошкольников с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. Представлены данные о специфических показателях несформированности слоговой структуры слова у детей с различными формами речевых нарушений и с разной степенью их проявлений. Выявлена взаимозависимость трудностей восприятия и реализации структуры слова. Проанализированы механизмы, лежащие в основе становления слоговой структуры слова, и охарактеризовано их состояние у дошкольников с различными формами речевой патологии. Представлены материалы исследования базовых неречевых процессов, значимых для формирования слоговой структуры слова у детей. Предложены основные направления коррекционной работы. Издание адресовано научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам дефектологических, филологических факультетов и факультетов дошкольной педагогики и психологии, а также учителям-логопедам и педагогам специального образования. ISВN 978-5-7042-2463-1 © Г. В. Бабина, Н. Ю Шарипова, 2013 © Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Глава 1. Теоретический аспект исследования проблем восприятия и проговаривания лексических единиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.1 Теория слога: устоявшееся и дискуссионное . . . . . . 9 1.2 Восприятие и произнесение слова как совокупности структурных элементов . . . . . 18 1.3 Языковая и метаязыковая способность как чувственный и осознанный уровни познания звуковых и структурных составляющих родного языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 1.4 Механизмы становления слоговой структуры слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 Глава 2. Становление слоговой структуры слова в онтогенезе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Глава 3. Особенности слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями . . . 64 3.1 Трактовка нарушений слоговой структуры слова в логопедических исследованиях . . . . . . . . . . . . 64 3.2 Овладение слоговой структурой слова дошкольниками с алалией, с минимальными проявлениями алалии, со стертой дизартрией . 73 3.2.1 Восприятие структурных и ритмических характеристик слова у детей с алалией . . 74 3.2.2 Проговаривание слов различной слоговой сложности дошкольниками с алалией . . . 78 3.2.3 Восприятие структурных и ритмических характеристик слова детьми с минимальными проявлениями алалии . . 84 3.2.4 Проговаривание слов различной слоговой сложности детьми с минимальными проявлениями алалии . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ 3.2.5 Восприятие структурных и ритмических характеристик слова детьми с минимальными проявлениями дизартрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 3.2.6 Проговаривание слов различной слоговой сложности детьми с минимальными проявлениями дизартрии . . . . . . . . . . . . . . 91 Глава 4. Теоретические и практические аспекты исследования предпосылок становления слоговой структуры слова . . . . . . . . . . . . . . . 95 4.1 Оптико-пространственная ориентация, динамическая и темпо-ритмическая организация серийных движений и действий как предпосылки усвоения слоговой структуры слова . . . . . . . . . . 95 4.2 Состояние процессов, значимых для становления слоговой структуры слова, у дошкольников с нарушениями речевого развития . . . . . . . . . . . 124 4.2.1 Состояние процессов, значимых для становления слоговой структуры слова, у дошкольников с алалией . . . . . . . . . . . . 124 4.2.2 Состояние процессов, значимых для становления слоговой структуры слова, у дошкольников с минимальными проявлениями алалии . . . . . . . . . . . . . . . . 129 4.2.3 Состояние процессов, значимых для становления слоговой структуры слова, у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии . . . . . . . . . . . . . 133 Глава 5. Основные направления формирования слоговой структуры слова . . . . . . . . . . . . . . 138 5.1 Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации . . . . . 141 5.2 Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ 5.3 Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Приложение. Методика обследования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 Обследование произношения слов различной структурной сложности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 Обследование восприятия лексических единиц . . . . 180 Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 Обследование состояния оптико-пространственной ориентации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 5
Стр.5