Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Практикум по методике обучения географии (242,00 руб.)

0   0
Первый авторДушина И. В.
АвторыТаможняя Е. А., Беловолова Е. А.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц164
ID315882
Аннотация«Практикум по методике обучения географии» – новое учебно-методическое пособие, разработанное с учетом современных тенденций развития методической науки и школьного географического образования. Учебное пособие является частью УМК дисциплины «Методика обучения географии» и предназначено для организации и проведения аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Кому рекомендованоПрактикум соответствует ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» по профилям подготовки «География», «География и биология», «География и иностранный язык» (бакалавриат) и предназначен для студентов-бакалавров разных форм обучения и преподавателей вузов.
ISBN978-5-7042-2402-0
УДК91(077)
ББК74.262.68я73-5
Душина, И.В. Практикум по методике обучения географии : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова; И.В. Душина .— Москва : Издательство Прометей, 2013 .— 164 с. — ISBN 978-5-7042-2402-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/315882 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. В. Душина, Е. А. Таможняя, Е. А. Беловолова ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Учебное пособие для студентов педагогических вузов Под редакцией Е. А. Таможней Направление «Педагогическое образование» Дисциплина «Методика обучения географии» МОСКВА 2013 УДК 91(077) ББК 74.262.68я73-5 Д864 Рецензенты: М. С. Смирнова, зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент А. В. Чернов, профессор кафедры физической географии и геоэкологии МПГУ, доктор географических наук Д864 Душина И. В., Таможняя Е. А., Беловолова Е. А. <...> Учебное пособие является частью УМК дисциплины «Методика обучения географии» и предназначено для организации и проведения аудиторной и самостоятельной работы студентов. <...> Методические приемы работы с компонентами учебника географии . <...> МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ КУРСАМ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 13. <...> Формирование эмпирических знаний в начальном курсе географии. <...> Формирование понятий в начальном курсе географии . <...> Проектирование процесса обучения по разделу «Природа» курса «География России» . <...> Методика организации уроков нестандартной формы в 9 классе. <...> МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 37. <...> Методика применения опоры (ЛОК или ЛОС) при чтении школьной лекции. <...> Методика изучения раздела «Общая характеристика мира» в курсе «Экономическая и социальная география мира». <...> Методика изучения раздела «Общая характеристика регионов и стран» в курсе «Экономическая и социальная география мира» . <...> Примерная программа регионального курса географии: особенности и принципы построения. <...> Разработка содержания и маршрута географической экскурсии по территории родного края . <...> Методическая подготовка учителя географии – это важнейшее звено в структуре его профессионального образования. <...> Поэтому основу пособия составляют традиционные для методики <...>
Практикум_по_методике_обучения_географии_Учебное_пособие_для_студентов_педагогических_вузов.pdf
УДК 91(077) ББК 74.262.68я73-5 Д864 Рецензенты: М. С. Смирнова, зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент А. В. Чернов, профессор кафедры физической географии и геоэкологии МПГУ, доктор географических наук Д864 Душина И. В., Таможняя Е. А., Беловолова Е. А. Практикум по методике обучения географии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е. А. Таможней. – М.: Прометей, 2013. – 164 с. «Практикум по методике обучения географии» – новое учебно-методическое пособие, разработанное с учетом современных тенденций развития методической науки и школьного географического образования. Учебное пособие является частью УМК дисциплины «Методика обучения географии» и предназначено для организации и проведения аудиторной и самостоятельной работы студентов. Практикум соответствует ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» по профилям подготовки «География», «География и биология», «География и иностранный язык» (бакалавриат) и предназначен для студентов-бакалавров разных форм обучения и преподавателей вузов. ISBN 978-5-7042-2402-0 © И. В. Душина, Е. А. Таможняя, Е. А. Беловолова, 2013 © Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................ 7 Раздел 1. ВВОДНЫЙ 1. Методика преподавания географии как наука. Требования к методическому мастерству учителя географии ................................ 11 2. Нормативные документы, определяющие цели и результаты географического образования школьников. Структура и содержание школьной географии .............................. 14 Раздел 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ 3. Система средств обучения географии. Приемы работы с наглядными средствами обучения географии ......... 18 4. Средства ИКТ на уроках географии................... 21 5. Учебник географии – комплексное средство обучения ... 23 6. Методические приемы работы с компонентами учебника географии ............................... 26 7. Карта на уроках географии ......................... 28 8. Методы и технологии обучения географии ............. 32 9. Урок географии. Традиционный и современный урок географии ................................... 35 10. Проверка результатов обучения географии ............ 38 11. Формирование учебных действий в обучении географии. Методика реализации деятельностного подхода в школьном географическом образовании ...... 41 12. Внеурочная работа по географии. Внеучебная деятельность по географии ............... 44 3
Стр.3
Оглавление Раздел 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ КУРСАМ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 13. Начальный курс географии (5–6 классы): цели, содержание, особенности структуры. Учебно-методический комплект по курсу.............. 47 14. Формирование эмпирических знаний в начальном курсе географии........................ 50 15. Формирование понятий в начальном курсе географии ... 52 16. Формирование учебных действий и умений в начальном курсе географии........................ 55 17. Проектирование процесса обучения в начальном курсе географии........................ 57 18. Представление фрагментов уроков по начальному курсу географии ..................... 59 19. Курс «Материки, океаны, народы и страны» (7 класс): цели, содержание, варианты структуры. Формирование знаний и умений ..................... 61 20. Методика изучения общих разделов курса. Раскрытие причинно-следственных связей. Проблемное обучение на примере курса 7 класса........ 64 21. Методика изучения регионального раздела курса 7 класса. Общая характеристика материков и океанов............................... 67 22. Методика изучения стран в курсе 7 класса............. 70 23. Методики проведения обобщающих уроков в 7 классе. Результативность обучения курсу .......... 74 24. Курс «География России» (8-9 класс): цели, содержание, особенности структуры. Учебно-методический комплект по курсу.............. 76 25. Проектирование процесса обучения по разделу «Природа» курса «География России» ................ 80 26. Методика изучения зональных природнотерриториальных комплексов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 27. Методика изучения раздела «Население».............. 85 28. Учебно-методический комплект по курсу «География России» (9 класс) ....................... 88 29. Методика изучения раздела «Хозяйство» ............. 91 30. Формирование учебных действий и умений при изучении раздела «Хозяйство» .................. 93 4
Стр.4
Оглавление 31. Методика организации уроков нестандартной формы в 9 классе.................................. 96 32. Методика изучения темы «Проблемы районирования России» ............................ 99 33. Методика изучения регионов России ................ 101 34. Методика обучения школьников составлению проектов в процессе изучения курса «География России» .............................. 104 35. Диагностика результатов обучения курсу «География России» .............................. 106 36. Представление фрагментов уроков по курсу «География России» .............................. 108 Раздел 4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 37. Цели, содержание и учебно-методический комплект по курсу географии в старшей школе ....... 111 38. Применение лекционно-семинарской системы в обучении географии на старшей ступени ............ 113 39. Методика применения опоры (ЛОК или ЛОС) при чтении школьной лекции. Методика работы со статистическими материалами на уроках в старшей школе ................................. 115 40. Методика изучения раздела «Общая характеристика мира» в курсе «Экономическая и социальная география мира»................................. 120 41. Методика изучения раздела «Общая характеристика регионов и стран» в курсе «Экономическая и социальная география мира» ..................... 123 42. Методика изучения географии на углубленном уровне в старшей школе........................... 126 43. Приемы изучения географии своего региона .......... 128 44. Примерная программа регионального курса географии: особенности и принципы построения....... 130 45. Методика организации наблюдений и практических работ на территории родного края................... 131 46. Разработка содержания и маршрута географической экскурсии по территории родного края .................................... 135 5
Стр.5
Оглавление ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Требования к методической подготовке учителя географии .................................. 135 Приложение № 2 Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ ............................ 138 Приложение № 3 Рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ................. 144 Приложение № 4 Контрольные задания по теории и методике преподавания географии ............................. 147 Приложение № 5 Примерные вопросы внутрисеместровой контрольной работы и государственного экзамена ........ 162 6
Стр.6