Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Популярная логика и занимательные задачи (400,00 руб.)

0   0
Первый авторГусев Д. А.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц406
ID315876
АннотацияКнига посвящена древней и в то же время всегда молодой науке о правильном мышлении — логике. Материал излагается просто, ясно и интересно, приводятся многочисленные примеры, показывающие практическую значимость логики для современного человека. Предлагаемые в книге занимательные задачи направлены на развитие внимания, памяти, гибкости ума, смекалки и сообразительности, помогут как узнать что-то новое, так и интеллектуально поупражняться. Автор — доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета. Материалы книги с неизменным успехом используются автором в многолетней преподавательской практике.
Кому рекомендованоКнига адресована школьникам и их родителям, студентам, учителям, преподавателям и всем, кто интересуется логикой, любит решать логические задачи и головоломки, заинтересован в расширении собственного кругозора и развитии навыков нестандартного мышления.
ISBN978-5-9906264-9-2
УДК16(075.8)
ББК87.4я73
Гусев, Д.А. Популярная логика и занимательные задачи : учеб. пособие / Д.А. Гусев .— Москва : Издательство Прометей, 2015 .— 406 с. — ISBN 978-5-9906264-9-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/315876 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Как устанавливать распределенность терминов в простых суждениях? <...> Суждение — это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой и что-либо утверждает или отрицает (примеры суждений: Все планеты являются небесными телами; Некоторые школьники — это двоечники; Все треугольники не являются квадратами и т.п.) <...> Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений вытекает новое суждение или вывод. <...> Нарушение этих законов приводит к различным логическим ошибкам, как правило, — к ложным выводам. <...> 10 Каждый заметит, что ложный вывод получается из-за употребления слова «движение» в разных смыслах (в первом исходном суждении оно употребляется в широком, философском смысле, а во втором — в узком, механическом смысле). <...> Как видим, из двух истинных суждений вытекает ложный вывод. <...> А тот, кто владеет логической культурой, немедленно установит данную ошибку — «расширение большего термина в простом силлогизме». <...> Когда мы изучаем логику, то узнаем, что в приведенном примере нарушается логический закон тождества, так как в нем смешиваются две различные (неравные или нетождественные друг другу) ситуации: идти в какой-то одежде и идти куда-то. <...> Точно так же закон тождества нарушается в высказывании: Сегодня будем копать траншею от этого столба и до обеда. <...> Так же неопределенное понятие опытный специалист возможно превратить в определенное, добавляя к его содержанию признак — «стаж работы в данной области не менее 10 лет». <...> Таким образом, проясняющий признак для содержания неопределенного понятия всегда относителен, т. к. зависит от договоренности между людьми в каждой конкретной ситуации, в силу чего превратить неопределенное понятие в определенное, по крупному счету, невозможно: неопределенное понятие, в конечном итоге, остается неопределенным. <...> Например, равнозначными будут понятия квадрат и равносторонний прямоугольник, т.к. любой квадрат — это равносторонний <...>
Популярная_логика_и_занимательные_задачи._Учебное_пособие.pdf
УДК 16 (075.8) ББК 87.4я73 Г 96 Рецензенты: Н. А. Дмитриева, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета (МПГУ) С. И. Музяков, доктор философских наук, профессор кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С.Ю. Витте Г 96 Гусев Дмитрий Александрович Популярная логика и занимательные задачи. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2015. — 406 с. Книга посвящена древней и в то же время всегда молодой науке о правильном мышлении — логике. Материал излагается просто, ясно и интересно; приводятся многочисленные примеры, показывающие практическую значимость логики для современного человека. Предлагаемые в книге занимательные задачи направлены на развитие внимания, памяти, гибкости ума, смекалки и сообразительности, помогут как узнать что-то новое, так и интеллектуально поупражняться. Книга адресована школьникам и их родителям, студентам, учителям, преподавателям и всем, кто интересуется логикой, любит решать логические задачи и головоломки, заинтересован в расширении собственного кругозора и развитии навыков нестандартного мышления. Автор — доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета. Материалы книги с неизменным успехом используются автором в многолетней преподавательской практике. ISBN 978-5-9906264-9-2 © Гусев Д. А., 2015 © Издательство «Прометей», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ, или Что такое логика, и зачем она нужна?. . . . . . . . 6 Глава 1. ПОНЯТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1.1. Что такое понятие? ............................. 15 1.2. Виды понятий .................................. 17 1.3. Определенные и неопределенные понятия . . . . . . 20 1.4. Роль неопределенных понятий в мышлении ..... 21 1.5. В каких отношениях могут быть понятия? . . . . . . 25 1.6. Круговые схемы Эйлера ........................ 29 1.7. Как ограничивать и обобщать понятия? ......... 32 1.8. Цепочки ограничений и обобщений понятий .... 35 1.9. Определение понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 1.10. Правила определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 1.11. Деление понятия ............................... 43 1.12. Правила деления ............................... 45 1.13. Как складываются и умножаются понятия? . . . . . 48 Вопросы и задания к главе 1 ......................... 53 Глава 2. СУЖДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 2.1. Что такое суждение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 2.2. Структура суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 2.3. Виды суждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 2.4. Простые суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 2.5. Распределенные и нераспределенные термины в простых суждениях ........................... 74 2.6. Как устанавливать распределенность терминов в простых суждениях? .......................... 78 2.7. Преобразование простых суждений ............. 79 2.8. Отношения между суждениями . . . . . . . . . . . . . . . . 87 2.9. Логический квадрат ............................ 90 2.10. Сложные суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 2.11. Истинность сложных суждений ................. 96 3
Стр.3
2.12. Формализация рассуждений .................... 98 2.13. Логические формулы и таблицы истинности ... 100 2.14. Виды вопросов ................................ 108 2.15. Корректные и некорректные вопросы .......... 110 Вопросы и задания к главе 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Глава 3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 3.1. Что такое умозаключение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 3.2. Виды умозаключений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 3.3. Простой, или категорический силлогизм ....... 129 3.4. Правила терминов простого силлогизма . . . . . . . 136 3.5. Правила посылок простого силлогизма . . . . . . . . 139 3.6. Энтимемы и эпихейремы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 3.7. Полисиллогизмы и сориты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 3.8. Умозаключения с союзом «или» . . . . . . . . . . . . . . . 146 3.9. Правила умозаключений с союзом «или» . . . . . . 148 3.10. Умозаключения с союзом «если...то» ........... 150 3.11. Правила умозаключений с союзом «если...то» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 3.12. Дилеммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 3.13. Что такое индукция? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 3.14. Правила индукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 3.15. Ошибки индукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 3.16. Установление причинных связей . . . . . . . . . . . . . . 164 3.17. Что такое аналогия? ........................... 167 3.18. Правила аналогии ............................. 169 Вопросы и задания к главе 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Глава 4. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . 187 4.1. Что такое закон тождества? .................... 187 4.2. Нарушения закона тождества .................. 188 4.3. Что запрещает закон противоречия? . . . . . . . . . . . 193 4.4. Виды противоречий ........................... 195 4.5. Закон исключенного третьего .................. 199 4.6. Закон достаточного основания ................. 200 4.7. Чем отличается наука от псевдонауки? ......... 202 4
Стр.4
4.8. Спор между софистами и Сократом ............ 205 4.9. Софизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 4.10. Парадоксы-антиномии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 4.11. Парадокс «Протагор и Эватл» .................. 214 4.12. Парадоксы-апории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 Вопросы и задания к главе 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 Глава 5. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО .............................. 235 5.1. Что такое доказательство? ..................... 235 5.2. Структура доказательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 5.3. Прямые и косвенные доказательства ........... 239 5.4. Виды и методы подтверждения . . . . . . . . . . . . . . . . 240 5.5. Виды и методы опровержения . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 5.6. Всегда ли доказательство необходимо? ......... 248 5.7. Определенность тезиса в доказательстве . . . . . . . 250 5.8. Неизменность тезиса в процессе доказательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 5.9. Истинность и достаточность аргументов в доказательстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 5.10. Ошибки в демонстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 5.11. Условия успешной дискуссии . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 5.12. Корректные и некорректные приемы спора ..... 261 5.13. Разновидности недопустимых приемов спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 5.14. Что такое гипотеза? ........................... 268 5.15. Как соотносятся теории и факты? .............. 270 5.16. Рабочие и научные гипотезы ................... 273 Вопросы и задания к главе 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 Заключение Литература ............................................... 303 ............................................... 305 200 ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 Условия задач ...................................... 308 Ответы и комментарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 Литература ......................................... 404 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ