А.С. Стаценко, Ю.С. Баскова ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Монография Москва 2015 УДК [37.018:78](082) ББК 81.31р. <...> Лингвокультурная компетенция: приемы формирования на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе: Монография. <...> В монографии рассматриваются особенности коммуникативной компетенции и в частности ее компонентов – лингвокультурной и лингвострановедческой компетенций. <...> Систематизирована терминология, исследованы особенности лингвокультурной компетенции и предложены практические занятия, направленные на ее формирование. <...> ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. <...> МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. <...> Лингвострановедение как неотъемлемый компонент формирования лингвокультурной компетенции . <...> Страноведение Великобритании в аспекте преподавания в неязыковом вузе . <...> Страноведение Соединенных Штатов Америки в аспекте преподавания в неязыковом вузе . <...> Тем не менее, большая часть ученых согласилась с определением, данным автором этого термина: «коммуникативная компетенция – ментальные репрезентации языковых правил, выступающие в роли внутренней грамматики идеального говорящего-слушающего» [см. <...> Позднее понятие «коммуникативная компетенция» расширилось и дифференцировалось: так, в его структуре стали 4 ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ выделять ряд иных компетенций. <...> В нашей работе мы трактуем и понимаем коммуникативную компетенцию как совокупность целого ряда иных компетенций и включаем в нее следующие составляющие: лингвистическую компетенцию, социокультурную компетенцию, стратегическую компетенцию, дискурсивную компетенцию, социальную компетенцию [Соловова 2006, 6], каждая из которых может иметь свои подвиды. <...> Безусловно, все эти компоненты коммуникативной компетенции важны <...>
Лингвокультурная_компетенция_приемы_формирования_на_занятиях_по_иностранному_языку_в_неязыковом_вузе_Монография.pdf
УДК [37.018:78](082)
ББК 81.31р.я54
С 786
Рецензенты:
Т.А. Ковелина, доктор философских наук, профессор кафедры
гуманитарных дисциплин, педагогики и психологии Филиала
Московского педагогического государственного университета
в городе Краснодаре;
М.В. Безрукавая, кандидат филологических наук, доцент
кафедры иностранных языков Кубанского социально-экономического
института.
С 786 Стаценко А.С., Баскова Ю.С. Лингвокультурная компетенция:
приемы формирования на занятиях по иностранному
языку в неязыковом вузе: Монография. – М.: Прометей,
2015. – 116 с.
В монографии рассматриваются особенности коммуникативной
компетенции и в частности ее компонентов – лингвокультурной
и лингвострановедческой компетенций. Систематизирована
терминология, исследованы особенности лингвокультурной компетенции
и предложены практические занятия, направленные на ее
формирование.
Материалы монографии могут быть использованы при проведении
практических занятий по английскому языку в неязыковом
вузе, викторин и олимпиад, брейн-рингов.
ISBN 978-5-9906134-2-3
© А. С. Стаценко, Ю. С. Баскова, 2015
© Издательство «Прометей», 2015
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
КАК КОМПОНЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Методологические основы преподавания
иностранного языка в неязыковом вузе .............. 9
1.2. Лингвистические и педагогические основы
исследований коммуникативной компетенции ....... 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. . . . . . . . . . . . . 49
2.1. Лингвострановедение как неотъемлемый
компонент формирования лингвокультурной
компетенции .................................. 49
2.2. Страноведение Великобритании в аспекте
преподавания в неязыковом вузе .................. 54
2.3. Страноведение Соединенных Штатов Америки
в аспекте преподавания в неязыковом вузе .......... 76
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
3
Стр.3