Проблема школьной неуспеваемости остается одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии. <...> В монографии представлен культурологический подход в анализе организации изучения и обучения одной из наиболее многочисленной группы среди неуспевающих школьников – детей с задержкой психического развития. <...> В работе представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей данной категории, показаны особенности усвоения ими чтения и математических знаний и навыков по годам обучения в начальной школе. <...> Школьная неуспеваемость как психологопедагогическая и социальная проблема . <...> Дети с задержкой психического развития как одна из наиболее многочисленных категорий неуспевающих школьников . <...> Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития . <...> Развитие познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения . <...> 128 ВВЕДЕНИЕ Одна из актуальных проблем современной педагогики – повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. <...> Неуспеваемость, особенно возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются со значительно возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения. <...> Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия. <...> Как показывают исследования (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и другие), среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются <...>
Культурологический_подход_в_изучении_детей_с_задержкой_психического_развития._Монография.pdf
УДК 376
ББК 74.36
К72
Рецензенты:
Плаксина Л. И. – доктор психологических наук,
профессор кафедры олигофренопедагогики МПГУ
Леванова Е. А. – доктор педагогических наук, профессор
кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ
К72 Костенкова Ю. А. Культурологический подход в изучении детей
с задержкой психического развития. – М.: МПГУ, 2011. – 140 с.
Проблема школьной неуспеваемости остается одной из актуальных
проблем современной педагогики и психологии. В монографии
представлен культурологический подход в анализе организации изучения
и обучения одной из наиболее многочисленной группы среди
неуспевающих школьников – детей с задержкой психического развития.
В работе представлена клинико-психолого-педагогическая
характеристика детей данной категории, показаны особенности усвоения
ими чтения и математических знаний и навыков по годам
обучения в начальной школе.
Монография адресована научным работникам, преподавателям
вузов, студентам педагогических, психологических, дефектологических
факультетов, специалистам системы коррекционно-развивающего
обучения.
ISBN 978-5-4263-0075-0
© Ю. А. Костенкова, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................ 4
Глава 1. Школьная неуспеваемость как психологопедагогическая
и социальная проблема ..... 7
1.1. Понятие «школьная неуспеваемость»
в современной науке .......................... 7
1.2. Проблема трудностей обучения в работах
зарубежных исследователей .................. 19
1.3. Дети с задержкой психического развития
как одна из наиболее многочисленных
категорий неуспевающих школьников .......... 29
Глава 2. Клинико-психолого-педагогическая
характеристика детей с задержкой
психического развития .................... 32
2.1. Клинические проявления при задержке
психического развития ....................... 32
2.2. Систематика задержек психического развития . . 34
2.3. Особенности психического развития
при задержанном дизонтогенезе ............... 42
2.4. Педагогическая характеристика младших
школьников с задержкой психического развития . . 70
Глава 3. Развитие познавательной деятельности
учащихся с задержкой психического
развития в процессе обучения .............. 76
3.1. Организация помощи детям с задержкой
психического развития на современном этапе
общественного развития ...................... 76
3.2. Овладение навыком чтения учащимися
в процессе обучения в начальной школе ........ 78
3.3. Усвоение математических знаний и навыков
младшими школьниками с задержкой
психического развития ...................... 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............... 128
Стр.3