ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Всерос сийская научно-практическая конференция
«УРОК ФИЗИЧЕ СКОЙ КУЛЬТ УРЫ
В XXI ВЕ КЕ »
24–25 октября 2014 года
г . Сургут
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
Сургут 2014
Стр.1
УДК 796:37.037.1 (08)
ББК 75р.я431+74.005.5я431
В 85
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Редакционная коллегия:
Синявский Н.И., д.п.н., профессор СурГПУ
Семенов Л.А., д.п.н., профессор СурГПУ
Сетяева Н.Н., к.п.н., доцент СурГПУ
Гимазов Р.М., к.п.н., доцент СурГПУ (отв. редактор)
В 85 Всероссийская научно-практическая конференция 24-25 октября 2014 года г. Сургут
«Урок физической культуры в XXI веке» : сб. материалов / Гос. образоват. учреждение
высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; [редкол. : Синявский Н.И.,
Семенов Л.А., Сетяева Н.Н. ; отв. ред. Р.М. Гимазов]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. –
138, [1] с.
В сборнике представлены материалы научно-практической конференции, посвященные актуальным
проблемам развития физической культуры и спорта в ходе реализации Федеральных государственных
образовательных стандартов РФ, Федеральных государственных требований спортивной
подготовки, Закона РФ «Об образовании». В материалах специалистов дошкольных, школьных,
средних и высших учебных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования
представлены результаты поиска наилучшего решения требований федеральных стандартов и требований
в области физической культуры и спорта. В конференции приняли участие ведущие учёные РФ
в области физической культуры и спорта, руководители образовательных и спортивных учреждений,
преподаватели ВУЗов и академий, учителя, инструкторы, тренеры из 24 городов России и Республики
Беларусь.
УДК 796:37.037.1 (08)
ББК 75р.я431+74.005.5я431
ISBN 978-5-93190-298-2
2
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Секция
«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Синявский Н.И., Фурсов А.В., Камартдинова А.А., Вербицкий К.Г. Использование
онлайн технологий, как основа формирования инновационной деятельности
по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста ............................................................ 8
Волков П.Б., Соломенникова Ю.С. Формирование координационных способностей
у детей 4-5 лет на занятиях ритмической гимнастики ....................................................................................... 12
Георгица И.Н., Покрывчак Т.Ю. По тропинкам здоровья ........................................................................... 16
Краснова Н.Н. Оптимизация двигательного режима в ДОУ
для детей с ослабленным здоровьем ................................................................................................................... 18
Минникаева Н.В. Возможности реализации образовательной области «физическое развитие»
с детьми старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС .......................................................... 20
Черничкина Ю.М. Подготовка будущего спортивного резерва в дошкольной организации
по средствам предметно-развивающей среды .................................................................................................... 22
Легалова А.В. Влияние интегрированных занятий на развитие физических качеств
детей старшего дошкольного возраста ............................................................................................................... 24
Киркина Е.Н. Роль мордовских подвижных игр в физическом воспитании дошкольников ....................... 27
Снигур М.Е., Князева Е.Ю. Использование фитбол-гимнастики
с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ......................................................... 29
Секция
«РЕАЛИЗАЦИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
С ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Вешапидзе Г.В., Синявский Н.И., Фурсов А.В., Вербицкий К.Г. Программно-методическое обеспечение
всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) .................. 33
Храмов В.В. Компьютеризация урока физической культуры:
постановка проблемы и способ ее решения ........................................................................................................ 37
Кузнецова Т.С. Проектная деятельность по физической культуре в условиях реализации ФГОС ............. 39
Савета В.В. Физическое воспитание на уроках физической культуры: от урока к олимпиаде .................. 41
Петров А.И. Оценка физического здоровья школьников на основе экспресс-оценки
на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ........................................................................ 43
Гаврилов Д.Н., Малинин А.В., Пухов Д.Н. Использование компьютерной программы
для оценки физического состояния детей школьного возраста ......................................................................... 45
Секция
«СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Белов М.С. Спортивное совершенствование студентов отделения шахмат ................................................. 48
Романов А.Г. Формирование сборной команды вуза в игровых видах спорта ............................................ 50
Драпов О.А. Спортивно-ориентированное физическое воспитание
на занятиях физической культуры курсантов ВУЗа ........................................................................................... 52
Борисова О.А., Нечаева Р.Д. Формирование профессиональной компетентности
современного педагога в сфере спортивно-ориентированного физического воспитания ................................. 55
Кизиченко Ю.В. Анализ физической кондиции старших школьников
МБОУ «Лянторская СОШ № 5» г.п. Лянтор ...................................................................................................... 57
Синявский Н.И., Гатауллин Р.Р., Абраменко О.Ю. Применение метода крайстренинга
на уроках физической культуры направленного на развитие двигательных способностей учащихся ............. 60
3
Стр.3
Секция
«ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ФОРМ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Понарин А.А. Интеграция урочной и внеурочной форм занятий волейболом
как фактор физического воспитания старших школьников ............................................................................... 63
Чедова Т.И., Чедов К.В. Воспитательная функция школьного спортивного клуба
в контексте ФГОС ............................................................................................................................................... 64
Шкотова Л.Т., Шкотова Л.А. Включение обучающихся и их родителей
в активную внеурочную деятельность по физической культуре как эффективный способ
формирования у детей культуры здорового образа жизни ................................................................................. 67
Иванов К.Г. Проектирование модели интеграции урочной и внеурочной деятельности
физкультурно-оздоровительного направления в условиях реализации ФГОС
(на примере гимназии «Лаборатории Салахова») ............................................................................................. 68
Секция
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ (ЗАНЯТИЯХ) ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Коновалов И.Е. Внедрение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры
в музыкальных образовательных организациях ................................................................................................. 71
Кулишов С.Г. Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
и во внеурочной деятельности учащихся ........................................................................................................... 73
Шипилов М.И. Внедрение комплексов физических упражнений, как эффективный способ реализации
здоровьесберегающих принципов в учебном процессе ..................................................................................... 76
Скорохватов В.П., Носков А.Н. Влияние утренней гигиенической гимнастики
на умственную работоспособность учеников 9-х классов ................................................................................. 79
Чедов К.В., Шадрина Т.С. Сбережение и развитие здоровья старшеклассников
на основе проектирования индивидуальных программ самостоятельной двигательной активности ............... 81
Лысюк В.Н. Коррекционно-развивающая направленность уроков физической культуры ......................... 83
Пугачев И.Ю. Здоровьесберегающая технология обоснования направленности
и содержания занятий физической культурой обучающейся молодежи ........................................................... 85
Пугачев И.Ю. Перспективная форма научных взглядов
о физической работоспособности обучающихся ................................................................................................ 87
Айзатова Л.А. Нескучная перемена (по стопам народов Севера) ............................................................... 89
Секция
«ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Галиулина Ю.А., Преснецов О.Г. Использование балльно-рейтинговой системы контроля
качества обучения по дисциплине «физическая культура» в специальной медицинской группе ..................... 92
Мальцев Д.Н., Шубина М.В. Оценка развития общей выносливости учащихся
специальной медицинской группы ..................................................................................................................... 95
Секция
«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Вишневский В.А., Монастырев А.А. Готовность учителей физической культуры формировать
у учащихся компетенцию, связанную с культурой здорового и безопасного образа жизни ............................. 98
Данилова А.В., Попова А.И. Проблемы подготовки бакалавров физической культуры
в условиях реализации требований ФГОС ......................................................................................................... 101
Николаева Ю.А., Борсук Т.В. Влияние занятий физическими упражнениями
на академическую успеваемость студентов во время сессии ............................................................................. 103
4
Стр.4
Татьянина Т.В., Иванова Е.Н. Подготовка будущего учителя к осуществлению
физкультурно-оздоровительной деятельности с учащимися ............................................................................. 104
Гимазов Р.М., Булатова Г.А. Современные требования к учителю физкультуры
в условиях перехода на ФГОС нового поколения .............................................................................................. 106
Ботникова Е.А., Северухин Г.Б., Юсифов Р.Р., Власова Г.Л. Физическая активность
и образ жизни семьи детей школьного возраста ................................................................................................ 108
Малинин А.В. Компьютерная система ввода и анализа данных опросника международного проекта
«Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» ........................................................................ 110
Солдатенков Ф.Н. Поведение детей школьного возраста города Сургута
в отношении своего здоровья .............................................................................................................................. 113
Секция
«ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО СПОРТА,
ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА»
Лушпа А.А., Карташев И.И., Жуков Р.С. Основные направления совершенствования
методики отбора борцов-самбистов на учебно-тренировочном этапе ............................................................... 115
Наркевич-Иодко М.С. Годовой тренировочный план как необходимое условие подготовки
высококвалифицированных лыжников гонщиков .............................................................................................. 117
Cтаростина А.В. Применение аэробной гимнастики в танцевальном спорте ........................................... 119
Тамбовцева Р.В. Энергообеспечение мышечной деятельности детей пубертатного периода .................... 121
Чудаева О.И. Проблема спортивного отбора в юношеском спорте ............................................................. 123
Филиппова Е.Н., Шамаева С.Н. Исследование развития физических качеств у детей 8-10 лет
в процессе занятий лыжной подготовкой ........................................................................................................... 124
Романенко И.Е. Проблемы спортивного движения в западной Сибири (2000-2010 гг.) ............................ 127
Носкова Е.П. Влияние спортивных мегасобытий на развитие спорта и здорового образа жизни
в детско-юношеской среде................................................................................................................................... 129
Бойко Н.А., Бойко В.Н. Система оценивания учебных достижений студентов
по дисциплине «Спортивные и подвижные игры» ............................................................................................. 131
Сведения об авторах ......................................................................................................................................... 135
5
Стр.5
Уважаемые друзья!
Сегодня Вы являетесь участником прекрасной и весьма необходимой в наши дни научнопрактической
конференции по проблемам развития физической культуры и спорта в ходе реализации
Федеральных государственных образовательных стандартов РФ, Федеральных государственных требований
спортивной подготовки, Закона РФ «Об образовании».
В руках вы держите сборник статей конференции «Урок физической культуры в XXI веке», которая
состоялась благодаря заинтересованным и не безразличным к проблемам физической культуры
и спорта специалистов. Желаю вам плодотворной работы на конференции, бурных обсуждений, уверенности
в отстаивании своей позиции и новых знаний.
Искренне ваш
Николай Иванович Синявский
6
Стр.6
Уважаемые коллеги!
В руках вы держите сборник статей конференции «Урок физической культуры в XXI веке».
Благодаря вашей поддержке, своим примером, вашим самоотверженным трудом вы вносите вклад
в разрешение проблем по реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
РФ, Федеральных государственных требований спортивной подготовки, Закона РФ «Об образовании»
в сфере физической культуры и спорта. Многие специалисты откликнулись на наше приглашение
принять участие в конференции, мы вам благодарны. В сборнике представлены труды 82 человек
из 22 городов России – Иваново, Курск, Ижевск, Сургут, Уфа, Екатеринбург, Глазов, Киров,
Вятские Поляны, Чайковский, Кемерово, Саранск, Казань, Челябинск, Пенза, Санкт-Петербург, Новосибирск,
Вологда, Москва, Раменское Московская область, г.п. Лянтор, п.г.т. Фёдоровский Сургутского
р-на и Республики Беларусь города Гродно.
Со своей стороны, мы ответственно отнеслись к присланным материалам, и, уважая труд авторов,
постарались не допустить к опубликованию статьи с неправомерным заимствованием и разместили
только те статьи, которые отвечают научному стилю изложения, теоретической/практической
значимости исследования. Надеемся, что и в будущем вы продолжите сотрудничать с Сургутским
государственным педагогическим университетом.
По материалам конференции оргкомитет в своей резолюции лучшие работы будет рекомендовать
к публикации в научном журнале «Вестник СурГПУ».
Искренне ваш
Ринат Маратович Гимазов
7
Стр.7