ISBN 978-5-9596-0848-4 Рассматриваются основные положения науки, необходимые для изучения политологии и воспитания гражданской позиции обучающихся, формирования политической культуры, понимания процессов, происходящих в российском обществе и в мире целом. <...> Формы правления и формы государственного устройства . <...> Необходимо знаниями наполняться, Расти и развиваться И добрыми людьми нам с вами называться… 5 ВВЕДЕНИЕ Термин «политология» образован от двух греческих слов: роlitiса – «государственные, общественные дела» и 1ogos – «знание, учение», что буквально означает «знание о политике, политической жизни». <...> Для того чтобы осознать своё место в политической жизни общества, выработать свою гражданскую позицию, своё отношение к происходящим событиям, разобраться в сложных политических явлениях и процессах, необходимо быть компетентным в вопросах политики. <...> Систематизация знаний по общественным дисциплинам в данном курсе обусловлена общепризнанной методологической функцией политологии по отношению к другим социальногуманитарным наукам. <...> 9 Существует несколько алгоритмов чтения: 1) Интегральный алгоритм чтения включает 7 блоков. <...> 2) Дифференциальный алгоритм позволяет сократить время на усвоение смысла и значения текста, «свернуть», аккумулировать информацию. <...> Осваивая дифференциальный алгоритм, очень важно, особенно на первых порах, не спеша и последовательно выполнять все три операции. <...> Конспект нужен для того, чтобы: – научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму; – выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи; – создать модель проблемы (понятийную или структурную); – упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами; – накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги. <...> При составлении конспекта нужно остерегаться <...>
Политология.pdf
УДК 32
ББК 66.0
Д85
Рецензент
доктор социологических наук,
профессор кафедры педагогики, психологии и социологии
Ставропольского государственного аграрного университета
Ю. И. Асеев
Духина, Т. Н.
Д85
Политология : учебное пособие / Т. Н. Духина. – Ставрополь
: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2012. –
108 c.
ISBN 978-5-9596-0848-4
Рассматриваются основные положения науки, необходимые для изучения
политологии и воспитания гражданской позиции обучающихся, формирования
политической культуры, понимания процессов, происходящих
в российском обществе и в мире целом.
Раскрыты основные темы курса, представлена учебная, научная литература
и источники по каждой теме. Содержит эффективные методические
советы по организации самостоятельной работы в процессе обучения,
успешного освоения материала посредством постановки чтения, скорочтения,
конс пектирования литературы, реферативной работы.
Для студентов вузов, изучающих курс политологии, и всех интересующихся
вопросами политики, геополитики, международной политики.
Главный редактор И. А. Погорелова
Заведующий издательским отделом А. В. Андреев
Подписано в печать 26.12.2012. Формат 60х84 1
Гарнитура «Тimes». Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,3 Тираж 100 экз. Заказ № 55
Налоговая льгота – Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000
/16
Издательство Ставропольского государственного аграрного университета «АГРУС»,
355017, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12.
издательско-полиграфического комплекса СтГАУ «АГРУС», г. Ставрополь, ул. Мира, 302.
ISBN 978-5-9596-0848-4
© Духина Т. Н., 2012
© ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный
аграрный университет, 2012
Тел./факс: (8652) 35-06-94. Е-mail: agrus2007@mail.ru
Отпечатано с готового оригинала-макета в типографии
. Бумага офсетная.
УДК 32
ББК 66.0
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
1. Организация самостоятельной работы студентов
в процессе обучения .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 5
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
.
.
.
.
.
.
.
.
. 7
2. Чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Конспектирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
4. Политология как наука и её роль в современном обществе . . 15
4.1. Политология как наука, сущность политологии и её предмет . 15
4.2. Функции политологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
4.3. Методы политологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
5. История политических учений .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 23
5.1. Политические представления Древнего мира . . . . . . . . . . 23
5.2. Средневековье и развитие политической мысли . . . . . . . . 24
5.3. Рациональные политические учения. . . . . . . . . . . . . . . 25
5.4. Утопические учения Т. Мора и Т. Кампанеллы . . . . . . . . . 26
5.5. Либеральные политические теории . . . . . . . . . . . . . . . 26
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
6. Человек и политика. Власть и её носители .
6.1. Теория власти. Сущность и признаки политической власти . . 29
6.2. Легитимность политической власти .
6.3. Теории политических элит .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 29
. 31
. 33
Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
7. Политические системы современности . . . . . . . . . . . . . . 38
7.1. Понятие политической системы общества,
её структура и функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
7.2. Функции политической системы . . . . . . . . . . . . . . . . 41
7.3. Типы политических систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
8. Политические институты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
8.1. Понятие и функции государства . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
8.2. Формы правления и формы государственного устройства . . 45
8.3. Понятия правового государства и гражданского общества. . . 47
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
3
Стр.3
9. Признаки, функции, структура политической партии . . . . . 51
9.1. Понятия группы интересов и политической партии.
Признаки, функции, структура политической партии .
.
.
.
. 51
9.2. Типология политических партий . . . . . . . . . . . . . . . . 53
9.3. Партийные системы: основные разновидности . . . . . . . . 54
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
10. Политическая идеология и культура. . . . . . . . . . . . . . . . 56
10.1. Политическая идеология .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 56
10.2. Политическая культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
11. Политические конфликты и процессы . . . . . . . . . . . . . . 65
11.1. Определение политического конфликта . . . . . . . . . . . . 65
11.2. Факторы политических конфликтов . . . . . . . . . . . . . . 65
11.3. Методы урегулирования конфликтов
.
.
.
.
.
12.1. Понятие выборов, их сущность. . . . . . . . . . . . . . . . . 72
12.2. Важнейшие функции выборов .
12.3. Избирательные системы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 72
. 74
. 74
.
.
.
.
.
.
.
.
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
13. Международные отношения, геополитика . . . . . . . . . . . . 76
13.1. Определение международной политики . . . . . . . . . . . . 76
13.2. Теории внешней политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
13.3. Классификации международных отношений .
.
.
.
.
.
.
.
. 81
Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Краткий словарь политологических терминов .
Литература .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 89
. 107
.
11.4. Варианты развития политического конфликта .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 67
. 69
Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
12. Выборы: сущность, классификация, функции .
4
Стр.4