Кондрашева СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ (КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XX ВВ.) <...> Н 40 Северный Кавказ: традиционное общество и реформы (конец XVIII – начало XX вв.): монография. <...> ISBN 978-5-9296-0572-7 В представленной работе прослеживается эволюция традиционной об-щественной организации народов Северного Кавказа в конце XVIII – начале XX вв. под влиянием преобразований, проводимых Российской империей, а также изменение общественного строя славянского населения региона в этот период. <...> УДК 947 (470.63) ББК 63.3 (235.7) © Невская Т. А., Кондрашева А. С., 2015 © Северо-Кавказский федеральный университет, 2015 Введение ВВЕДЕНИЕ С последней четверти XVIII в. начался сложный процесс включения кавказских территорий в состав Российской империи. <...> Постепенно, путем преобразований и реформ население Северного Кавказа – как славяне, так и горцы, и кочевники – переходило к новым формам социальных отношений, к новым типам хозяйственной деятельности. <...> Органам крестьянского и казачьего самоуправления, подвергшимся жесткой регламентации и администрированию со стороны государства во 2-й половине XIX – начале XX вв., отводилась роль своеобразных проводников политики российской администрации на северокавказских территориях. <...> Государственно-административная политика царской России на Северном Кавказе с конца XVIII до начала XX вв. прошла довольно сложный путь эволюционного развития: от попыток перенести на кавказскую почву систему российских институтов управления, которые сочетались с практикой формирования особых структур административного и судебного порядка по управлению горцами, до четкого понимания необходимости в организации специфических управленческих структур, приемлемых для горского населения края. <...> В рамках Наместничества успешно функционировала система военно-народного управления. <...> Это был своеобразный политический компромисс, предложенный российской властью коренному населению, который сумел обеспечить достаточно <...>
Северный_Кавказ_традиционное_общество_и_реформы_(конец_XVIII_–_начало_XX_вв.).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Т. А. Невская
А. С. Кондрашева
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ:
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
(КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XX ВВ.)
МОНОГРАФИЯ
Ставрополь
2015
Стр.1
УДК 947 (470.63)
ББК 63.3 (235.7)
Н 40
Рецензенты:
д-р ист. наук, профессор Т. Е. Покотилова,
д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник ИЭА РАН
Ю. В. Анчабадзе
Невская, Т. А., Кондрашева А. С.
Н 40 Северный Кавказ: традиционное общество и реформы
(конец XVIII – начало XX вв.): монография. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2015. – 368 с.
ISBN 978-5-9296-0572-7
В представленной работе прослеживается эволюция традиционной
об-щественной организации народов Северного Кавказа
в конце XVIII – начале XX вв. под влиянием преобразований,
проводимых Российской империей, а также изменение общественного
строя славянского населения региона в этот период. Рассмотрено
становление и развитие государственного аппарата управления
на Северном Кавказе. Уделено внимание влиянию реформ
на развитие экономики края. Показаны итоги правительственных
мероприятий, проводившихся во всем кавказском регионе, целью
которых было включение его населения в экономическое и правовое
поле Российской империи.
УДК 947 (470.63)
ББК 63.3 (235.7)
© Невская Т. А., Кондрашева А. С., 2015
© Северо-Кавказский федеральный
университет, 2015
Стр.2
Введение
ВВЕДЕНИЕ
С последней четверти XVIII в. начался сложный процесс включения
кавказских территорий в состав Российской империи. В это
время многочисленные народы Северного Кавказа имели традиционную
социальную организацию и веками сложившийся тип хозяйства.
Общественный строй и социальные связи основывались
на родственных отношениях, сословном статусе, что закреплялось
в нормах обычного права – адатах. Общины казаков и крестьян,
обосновавшихся на Кавказе, также регулировали свою жизнь и хозяйственную
деятельность на основе вековых традиций. Постепенно,
путем преобразований и реформ население Северного Кавказа
– как славяне, так и горцы, и кочевники – переходило к новым
формам социальных отношений, к новым типам хозяйственной
деятельности. Авторы данной работы поставили перед собой задачу
проследить хотя бы в общих чертах процесс вхождения народов
региона в экономическое и правовое пространство Российской империи,
а затем развитие у них новых, уже капиталистических, отношений.
Большую роль в этом процессе играли кавказские властные
структуры, получившие от центра значительные полномочия и самостоятельность.
Обширные
территории Северо-Кавказского региона, отличавшиеся
уровнем политического, социально-экономического, правового
и культурного развития, обусловили необходимость дифференцированного
подхода к разработке и применению на практике
способов, средств и методов российской административной политики.
Сложный и многогранный процесс становления целостной
системы управления Кавказом находился в прямой зависимости
как от внешнеполитической ситуации, стабильность которой периодически
нарушалась соперничеством России с Турцией, Персией и
Англией, так и от внутриполитической обстановки, осложненной
трагическими событиями Кавказской войны. Специфика российских
административно-управленческих стратегий принимала во
внимание уникальную культуру и богатые традиции многочисленных
горских народов, находившихся в процессе включения в политико-правовое
и социально-экономическое пространство российского
общества и государства.
3
Стр.3
Т. А. Невская, А. С. Кондрашева
Северный Кавказ: традиционное общество...
Неотъемлемой частью утверждения российских государственно-административных
порядков на Северном Кавказе стала политика
переселения на земли региона славянского населения в лице
казачества и крестьянства – выходцев из внутренних губерний
империи. Органам крестьянского и казачьего самоуправления,
подвергшимся жесткой регламентации и администрированию со
стороны государства во 2-й половине XIX – начале XX вв., отводилась
роль своеобразных проводников политики российской администрации
на северокавказских территориях.
Государственно-административная политика царской России
на Северном Кавказе с конца XVIII до начала XX вв. прошла довольно
сложный путь эволюционного развития: от попыток перенести
на кавказскую почву систему российских институтов управления,
которые сочетались с практикой формирования особых
структур административного и судебного порядка по управлению
горцами,
до четкого понимания необходимости в организации
специфических управленческих структур, приемлемых для горского
населения края. В результате был накоплен достаточно ценный
опыт в установлении отношений с кавказскими народами благодаря
постоянному поиску путей взаимовыгодного сотрудничества и
постепенного формирования стройной системы органов местного
административно-управленческого аппарата.
Новый вектор кавказской политики получил развитие в период
организации Кавказского наместничества как высшего государственного
органа власти на Кавказе, совмещавшего административные,
военные и гражданские функции. В рамках Наместничества
успешно функционировала система военно-народного управления.
Это был своеобразный политический компромисс, предложенный
российской властью коренному населению, который сумел обеспечить
достаточно безболезненное вовлечение горцев в политико-правовое
пространство Российской империи.
Совершенствование системы управления Северным Кавказом
позволило провести здесь серию буржуазных реформ второй половины
XIX – начала XX в., оказавших большое влияние на развитие
народов Северного Кавказа. Перед северокавказскими горцами
были открыты благоприятные перспективы для активного
сотрудничества с русским населением, развития местных промыслов
и промышленности, использования прогрессивных методов
4
Стр.4
Введение
ведения хозяйственной деятельности. На Кавказе началось строительство
сети шоссейных и железных дорог, развитие торговли и
формирование прослойки рабочего класса. Благодаря глубоким
модернизационным процессам, которые затронули хозяйственную
деятельность и социальную организацию горского и славянского
населения Северного Кавказа было положено начало экономическому
благополучию северокавказских территорий, их выгодному
сотрудничеству с Российской империей, которая тратила значительные
капиталы и усилия на их развитие и управление.
Процесс включения Северного Кавказа в состав Российской
империи был долгим и противоречивым. Он состоял из сложного
комплекса военных, административно-политических, социальноэкономических
и культурных мер, направленных на установление и
развитие государственно-административной системы управления.
В результате царская администрация накопила ценный позитивный
опыт по органической интеграции Северокавкахского региона,
ставшего частью Российской империи.
Современное состояние региона характеризуется высокой степенью
конфликтности, развитием антироссийской пропаганды,
терроризмом и другими проявлениями насилия. Это требует разработки
и применения эффективных мер, способных обеспечить
решение задачи по снижению напряженности в регионе, который
представляет для России важное стратегическое значение. В этой
связи актуальным и значимым представляется исследование политической
и социальной истории России, и в том числе Северного
Кавказа как ее составляющей, изучение положительного теоретического
и практического опыта административно-управленческих
стратегий царской администрации.
5
Стр.5