Валентин Федорович Булгаков
Духоборцы
Date: 18 мая 2009
Изд: "Ясная Поляна", Вып. <...> ВАЛЕНТИН БУЛГАКОВ *
ДУХОБОРЦЫ **
Впервые официально название "духоборцы" употреблено было в правительственном указе в 1799
г., причем тут же было упомянуто, что духоборцы уже "издавна в России умы и сердца развращают". <...> Другим выдающимся древним духоборческим учителем является ИЛЛАРИОН ПОБИРОХИН. <...> Иисус - это само вечно живое Евангелие, навеки вписанное в сердца людей. <...> Цель страдания Христа
заключается в том, чтобы дать людям живой пример деятельной любви и самоотречения. <...> Нравственные понятия духоборцев таковы: все люди по природе равны. <...> Они освободили себя сначала изнутри, и тем
самым
/*/ Булгаков Валентин Федорович /1886 - 1966/, в 1910 году был секретарем Л.Толстого <...> С самого начала существования духоборческой секты
появились среди ее приверженцев отказывающиеся от военной службы. <...> Нетрудно представить, как самодержавное русское правительство отнеслось к нашим новаторам. <...> По словам сенатора Лопухина, еще в 1801 году обследовавшего положение духоборческой
общины по приказанию императора Александра I, "никакая секта в России до того времени не была так
остро преследуемая, как духоборцы. <...> Выход был
найден в том, чтобы изолировать духоборцев в какой-либо одной, малонаселенной области и внутри этой
области предоставить им полную свободу убеждений и жизни по этим убеждениям. <...> На основании особого царского указа, все духоборцы за время с 1804 по 1808 год переселены
были из разных губерний России в Мелитопольский уезд Таврической губернии на обширные
плодородные, но еще не заселенные земли. <...> Что касается нравственной стороны жизни духоборцев в начале XIX столетия, то даже местные
губернаторы в своих донесениях в Петербург удостоверяли, что духоборцы ведут жизнь примерную, от
праздности и пьянства уклоняется, пекутся о хозяйстве, о семье, общественные повинности выполняют
аккуратно, как со своими <...>
Духоборцы.pdf
Валентин Федорович Булгаков
Духоборцы
Date: 18 мая 2009
Изд: "Ясная Поляна", Вып. 8, Рига, Сентябрь-Ноябрь 1989.
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
- 41 -
АРХИВ
Хотя в последние несколько лет о духоборцах уже появлялись статьи в некоторых газетах и
журналах, предлагаемый ниже обзор их истории до начала 30-х годов дает возможность лучше
разобраться, лучше понять многие стороны жизни этих сильных духом, самоотверженных и так часто
гонимых людей.
ВАЛЕНТИН БУЛГАКОВ *
ДУХОБОРЦЫ**
Впервые официально название "духоборцы" употреблено было в правительственном указе в 1799
г., причем тут же было упомянуто, что духоборцы уже "издавна в России умы и сердца развращают".
Первым вождём секты был некто СИЛУАН КОЛЕСНИКОВ, очень развитой и даровитый
человек. Другим выдающимся древним духоборческим учителем является ИЛЛАРИОН ПОБИРОХИН.
В чем же, кратко, заключаются основы духоборческого учения?
Духоборцы учат, что сам Бог присутствует в душе каждого человека и ведет его своим Словом.
Иисус - это само вечно живое Евангелие, навеки вписанное в сердца людей. Цель страдания Христа
заключается в том, чтобы дать людям живой пример деятельной любви и самоотречения.
Так как Божество, по их понятию, присутствует в душе каждого человека, то душа и является
истинным храмом этого Божества.
Нравственные понятия духоборцев таковы: все люди по природе равны. Какие бы то ни было
внешние отличия не существенны, деление на властвующих и подвластных несправедливо. Духоборцы
не противятся властям насилием, но в тех случаях, когда власти принуждает их к тому, что противоречит
их убеждениям, они выходят из повиновения властям. Одним словом, духоборцы являются теми
истинно-свободными людьми, для которых собственная совесть стоит бесконечно выше того или иного
внешнего авторитета, той или иной вне лежащей силы. Они освободили себя сначала изнутри, и тем
самым
/*/ Булгаков Валентин Федорович /1886 - 1966/, в 1910 году был секретарем Л.Толстого.
/**/ Название статьи дается условно, поскольку в имеющейся в распоряжении редакции рукописи
ряд страниц поврежден, в том числе отсутствует и авторское заглавие. Статья печатается в сокращении.
- 42 -
АРХИВ
приблизились к обладанию внешней свободы и независимости.
Недозволительна и присяга, клятва, и потому духоборцы отказываются от присяги. Случай к
этому представляется часто при призывах на военную службу. Но и ношение оружия, и вообще
воздействие на другого человека насилием и вооруженную борьбу с врагом, а стало быть, и солдатчину,
и войны духоборцы как христиане отвергают. С самого начала существования духоборческой секты
появились среди ее приверженцев отказывающиеся от военной службы. Правда, всеобщей воинской
Стр.1