Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник музыкального руководителя

Справочник музыкального руководителя №2 2015 (214,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313079
АннотацияЖурнал об эффективном музыкально-художественном воспитании.Издание освещает вопросы музыкального развития детей, организации музыкально-художественной деятельности, а также предлагает материалы для современного репертуара детского сада: сценарии праздников и развлечений, хореографические постановки, песенную коллекцию, нотный фонд.
Справочник музыкального руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №2 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313079 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СПРАВОЧНИК www.resobr.ru музыкального РУКОВОДИТЕЛЯ «Музыкальная палитра»: программа эстетического развития Слушаем музыкальную классику «Чему можно радоваться?» февраль 2015 №2 Мы Россию свою сбережём: сценарии, стихи, песни и танцы ко Дню Победы Взаимодействие с родителями в музыкальнообразовательной деятельности ISSN 2226-4043 02 №2 ФЕВРАЛЬ 2015 9 772226 404153 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» Межанский М.А. <...> Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Слепушенко О.А. <...> Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. <...> М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. зам. начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы <...>
Справочник_музыкального_руководителя_№2_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_музыкального_руководителя_№2_2015.pdf
ISSN 2226-4043 02 №2 ФЕВРАЛЬ 2015 9 772226 404153 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор МЦФЭР Образование Коммерческий директор Богданова Е.В. Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Слепушенко О.А. Бодякина Т.П. Анишина Т.П. Семёнова В.В. Редактор Кашкина С.Ю. Иллюстратор Муравски М.А. Дизайн Лузенинова Н.Н., Семёнова В.В. Вёрстка Титова С.Ю. Секретарь редакции Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 e-mail: muz@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 70439 (годовой), 84541 (полугодовой) «Почта России» – 31408 (годовой), 24379 (полугодовой) «Пресса России» – 41265 (годовой), 43656 (полугодовой) Отдел продвижения Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45) e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство: ПИ № ФС77-47365 от 18.11.2011. Подписано в печать 16.01.2015. Выход в свет 03.02.2015. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4. Тираж 8000 экз. Изд. № 6801. Заказ № 1250 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15 Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2015 Синицина Н.Ю. Калганова Н.Н. Гилевич Л.Г. гл. спец. Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Комарова Т.С. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. зам. начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы Фадеева С.А. д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Богданова В.В. 4 | Программа «Музыкальная палитра» Необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства. Программа и методика развития цветомузыкального восприятия для детей старшего дошкольного возраста. Принципы, задачи и структура программы ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9 | Тематическая неделя, посвящённая Дню Победы Подготовка необходимой документации. Приказ и положение о проведении тематической недели, посвящённой Дню Победы, в дошкольной образовательной организации 12 | Анестратенко М.В. Друзья-зверята Песенный цикл для детей 4–5 лет. Цели и задачи цикла занятий. Ноты и слова песен: «Черепашка Рура» (муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой); «Белочки» (муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Зорка Л.К., Справникова И.Н. 17 | Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников Цели взаимодействия детского сада с семьёй. Модель взаимодействия с родителями в музыкально-образовательной деятельности. Формы организации совместной деятельности 2 36 | 27 | 32 | 33 | 34 | ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ Коренблит С.С., Берестов В.Д., Кузнецова Г.В., Волосовец Т.В. 20 | Поём и играем в театре кукол Заключительная песня в спектакле театра кукол. Ноты и слова песни «После спектакля» для кукольного представления Коренблит С.С., Слуцкий М.Г., Шакарова М.А., Волосовец Т.В. 22 | Азбука: обучение алфавиту с помощью песен Ноты и слова песен «Буквы Р, С, Т» НОТНЫЙ ФОНД: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ Ярцева Е.С. О чём рассказала музыка Цикл занимательных уроков. Урок первый «Чему можно радоваться?» Л. ван Бетховен. «Весело – грустно» Р. Шуман. «Весёлый крестьянин» Н. Мясковский. «Беззаботная песенка» ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ТАНЦКЛАСС Арапова О.А., Васильева С.В. Танец кукол Описание хореографических композиций лауреатов московского городского фестиваля «В мире классической музыки» в номинации «Танцевальное творчество». Вальс-шутка А. Лядова «Музыкальная табакерка» СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.4
Кликни на иконку в электронном журнале «Справочник музыкального руководителя» и получи дополнительные материалы СЦЕНАРИИ Маслихова О.В. 41 | По страницам военных лет Музыкально-тематический вечер, посвящённый празднику «День Победы», для детей подготовительной группы 45 | Щербакова Н.Ю. Чудо-богатыри России Музыкальная гостиная, посвящённая защитникам Отечества – героям войны 1812 года Радченко Н.Ю. 51 | Марш деревянных солдатиков Музыкальное занятие по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сазонова Г.В. 53 | Гармошечка-говорушечка Развлечение для детей старших групп Никитина Н.А., Богомазова С.В. Каталог подвижных народных игр Игры для детей младшего возраста КАТАЛОГ СТИХОВ 59 | В славный праздник День Победы! Сергей Дрожжа: «День Победы!»; «Бой на диване». Игорь Лагерев: «Конфликт»; «Про баранов»; «Про Акулу». Наталья Карпова: «Вояки»; «Отважный зайчонок»; «Лекарство для труса». Наталья Волкова: «Крот и Страх» ПЕСЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ 62 | Мы вам слово даём, что когда подрастём, мы Россию свою сбережём Владимир Живов, Игорь Лагерев: «Оловянный солдатик». Сергей Гаврилов, Софья Коваль: «Я – юный капитан». Людмила Горцуева: «Мы узнали вчера о войне». Мария Егорова, Виктор Гуревич: «Детский марш». Мария Егорова, Людмила Егорова: «Песня о воз душных десантниках»; «23 Февраля»; «Подводники» № 2 февраль 2015 3 с. 68 с. 16 с. 19 с. 45 с. 9 с. 8 Подписчики электронной версии журнала «Справочник музыкального руководителя», № 2, 2015 г. дополнительно получают следующие материалы: Формы для рисования, ноты и ссылку на аудиоматериалы для программы «Музыкальная палитра» Формы приказа и положения для подготовки необходимой документации к проведению тематической недели, посвящённой Дню Победы Наглядное пособие при работе с песней «Белочки» Игры с родителями для Недели музыки и театра Презентация «Чудо-богатыри России» для музыкальной гостиной, посвящённой защитникам Отечества – героям войны 1812 г. Аудиофайл песни «Я – юный капитан» Оформите подписку на сайте www.proflit.ru/edu или по телефону 8 (495) 937-9082 Реклама
Стр.5
Развитие профессиональных компетенций В.В. Богданова, канд. пед. наук, доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, г. Москва ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»1 Программа развития цветомузыкального восприятия, разработанная на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ, содержит не только направление работы для педагогов, но и аппарат анализа полученных результатов, основанный на спектральном анализе и математических схемах обработки. Это необходимо для того, чтобы обозначить главную задачу педагогической деятельности в направлении развития у детей способности передавать эмоциональное состоянии музыки – обеспечить необходимую степень погружения в творческий процесс с целью установления контакта между впечатлениями и усиления эффекта воздействия искусства путём активизации непроизвольного внимания старших дошкольников. В современных концепциях эстетического развития дошкольников доказывается необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства. В авторской программе О.П. Радыновой 1 «Музыкальные шедевры» обоснована важность накопления музыкально- интонационного опыта восприятия классической музыки с самого раннего дошкольного возраста. В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребёнка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения. ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий: Также см.: Богданова В.В. Взаимосвязь музыки и цвета: комплексное влияние на эстетическое развитие детей // Справочник музыкального руководителя. 2015. № 1. С. 5. – Примеч. ред. 4 СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.6
Развитие профессиональных компетенций • содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств; • методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно: от усвоения детьми изобразительновыразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства; • организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, детско-родительские встречи с искусством). В разработанной методике теоретически обосновано понятие цветомузыкального восприятия как эстетического качества личности ребёнка; изучены особенности цветомузыкального восприятия старших дошкольников; выявлена и экспериментально проверена эффективность педагогических условий формирования цветомузыкальных образов средствами синтеза искусств; описаны факторы проявления цветомузыкального восприятия в процессе слушания музыки. Нами разработана методика диагностики проявления цветомузыкального восприятия, найдены способы математической обработки полученных данных с использованием формальной методики и зафиксировано проявление цветомузыкального восприятия на специально организованных занятиях, реализующих модель эффективного эстетического развития «восприятие – воспроизведение». Уточнено определение цветомузыкального восприятия, разработана серия занятий по слушанию музыки в сопровождении цвета и найдено их место в этой модели в качестве условия, стимулирующего проявление цветоэмоционального отклика на музыку у детей дошкольного возраста. Основной принцип построения заданий непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по развитию цветомузыкального восприятия у дошкольников – пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность № 2 февраль 2015 и взаимодополнительность двух видов искусства. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как и живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Мы говорим о формировании способности к цветоэмоциональному реагированию на музыку у старших дошкольников; дети как будто «рисуют портреты музыки с натуры», знакомясь с выразительными средствами двух видов искусства в их взаимосвязи и эмоциональном уподоблении. Ещё выделяется принцип инвариантности: мы предлагаем похожие друг на друга задания – « нарисовать музыку», «передать настроение в цвете». Этим достигается возможность обратиться к своему внутреннему состоянию, сконцентрироваться на эмоциональном переживании, т. к. ребёнок перестаёт через какое-то время нуждаться в объяснениях. Контрастные музыкальные произведения не дадут детям скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание. Также можно говорить о принципе невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций. Педагог выступает организатором игровой ситуации «рисуем музыку», а роль учителя отводится искусству. Принцип постепенности перехода от целого к частному, от спонтанного эмоционального реагирования к интеллектуальному анализу. Сначала ребёнок накапливает опыт слушания музыки и пытается передать её настроение с помощью цвета, и лишь затем мы переходим к обсуждению музыкальной формы и законов цветоведения. Принцип уподобления, сформулированный О.П. Радыновой, также реализуется в программе через беседы и подбор соответствующих сопоставлений в предлагаемом детям материале. Он заключается в поиске эмоциональных соответствий, общности и сходстве элементов аудиальной и визуальной модальностей, выраженных через художественное слово или движение. Программа «Музыкальная палитра» разработана для подготовительной группы ДОУ и рассчи5
Стр.7
Развитие профессиональных компетенций 5 1 2 4 5 ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА накопление детьми опыта восприятия классической музыки композиторов разных эпох и стилей; ознакомление с шедеврами живописи художников различных стран, эпох и стилей; 3 формирование у детей цветоэмоциональной отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму; развитие представлений о цвете и колорите живописи как средстве передачи многообразия эмоциональных состояний; расширение опыта эмоционального переживания и восприятия музыкальных и живописных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре. тана на 2 полугодия (приложение). Непосредственную образовательную деятельность по программе рекомендуется проводить дополнительно в условиях изостудии или в свободное вечернее время. Интеграция музыки и изобразительного искусства оказывает комплексное воздействие на эстетическое развитие личности. Ребёнку необходимо самому преодолеть привычно возвышающуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» искусства и всей душой почувствовать, что искусство и творчество столь же необходимы ему, как и любые другие доступные или более привычные виды деятельности. Обязательной предпосылкой для формирования у детей ценностного отношения к искусству является создание условий для углублённого ознакомления с шедеврами классики. Возможность решения этой задачи с использованием синтеза музыки и живописи коренится в эмоциональной основе восприятия произведений этих двух видов искусств. Использование их взаимосвязи может служить основой для развития эмоциональной стороны личности ребёнка. В своей работе мы опирались на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», а ознакомление детей со способами рисования непредметных цветовых композиций осуществляется по рекомендациям Р.Г. Казаковой и Л.Г. Беляковой. Приложение Структура программы «Музыкальная палитра» ПЕРВЫЙ БЛОК – «МИР ЦВЕТА» Посвящён ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций. Основной целью блока является развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознание цвета как самостоятельного выразительного средства. В этом блоке предполагается проведение 5 НОД по рисованию без музыкального сопровождения. Нами разработано 3 диагностических задания по выявлению начального уровня развития отдельных специальных изобразительных и музыкальных способностей дошкольников. Самыми важными показателями являются наличие эмоционального реагирования на цвет, навыки слушания классической музыки, умение различать части музыкальной формы. Задача педагога на этом этапе – обучить ребёнка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи педагога, перед которым 6 СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.8
Развитие профессиональных компетенций открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев. Рисование «цветовых настроений» способствует пониманию той возможности, которая открывается перед художником, чувствующим выразительность колорита. И оказывается, что вовсе не обязательно рисовать что-то конкретное, имеющее узнаваемый контур. Дети охотно включаются в игровую ситуацию, где краски на листе встречаются друг с другом и разговаривают на своём языке. Рисуем радость и страх – какие разные получаются работы! Два контрастных эмоциональных состояния – и ребята с лёгкостью выбирают из известных им оттенков наиболее подходящие: тёплые, позитивные и мрачные, грязноватые. Потом более тонкие градации – ласка, тревога. Многие малыши рисуют нежные светлые цветовые пятна, используя приобретённый навык добавления белой краски. А тревога получается в сероватых пятнах, быстрых и отрывистых движениях кистью по квадрату настроения. Покой, грусть – сближенные эмоциональные состояния. И всё же даже это не кажется слишком сложным, ведь в распоряжении у маленьких художников целый Мир Цвета! ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БЛОК – «ЦВЕТОМУЗЫКА» Состоит из 20 инвариантных по организации заданий НОД, целью которых является развитие цветоэмоциональной отзывчивости на музыку. Необходимо дать детям представление о том, что музыка разных времён, направлений, стилей может вызывать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации. Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скачущая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может быть, и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения? Можно просто потанцевать кисточкой по бумаге. Все изменения характера музыки, смена частей, настроений могут быть выражены с помощью цвета. Рисование во время слушания позволяет чувствам ребёнка проявиться сразу, подобно жестам взволнованного человека; эмоции не скованы необходимостью соблюдать спокойствие в процессе слушания и, выплескиваясь на бумаге, углубляются и совершенствуются, тогда как в процессе пассивного слушания они постепенно затухают и, не успев развиться, стать более осознанными, могут исчезнуть. Педагог в самом начале говорит: «Закройте глаза. Попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка. Но только – тсс… Никому не говорите!» Звучат первые такты. Дети слушают с закрытыми глазами. И ничего, что на первых встречах кое-где прозвенит тихое хихиканье – скоро они привыкнут и станут чуть серьёзнее. А потом уже можно открыть глаза и приступить к смешиванию красок – сначала на палит ре, а потом и на своём квадратике. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ БЛОК – «МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА» Включает в себя задания по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трёхчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходит в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулирует их активность и заинтересованность. Мы предлагаем использовать для рисования разные геометрические формы. Детям интересно рисовать в круге, сегменте, они с любопытством слушают объяснения педагога о том, что музыка состоит из № 2 февраль 2015 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.