Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Справочник музыкального руководителя

Справочник музыкального руководителя №1 2015 (214,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313078
АннотацияЖурнал об эффективном музыкально-художественном воспитании.Издание освещает вопросы музыкального развития детей, организации музыкально-художественной деятельности, а также предлагает материалы для современного репертуара детского сада: сценарии праздников и развлечений, хореографические постановки, песенную коллекцию, нотный фонд.
Справочник музыкального руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №1 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313078 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СПРАВОЧНИК www.resobr.ru музыкального РУКОВОДИТЕЛЯ Комплексное воздействие музыки и цвета на развитие детей Слушаем классику и отгадываем музыкальные загадки о птицах январь 2015 №1 Масленица: сценарии праздника, игры, танцы и песни Песенная коллекция В. Живова <...> РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Гилевич Л.Г. гл. спец. <...> Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. <...> М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. зам. начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы Фадеева С.А. д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Школа вашего профессионального роста Вебинары «МЦФЭР Образование» с участием ведущих экспертов Минобрнауки России, ФИРО, ВШЭ, РАО, Рособрнадзора и практиков отрасли 1 Зайдите на сайт www.resobr.ru в раздел «Мероприятия». <...> 5 Взаимосвязь музыки и цвета <...>
Справочник_музыкального_руководителя_№1_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_музыкального_руководителя_№1_2015.pdf
ISSN 2226-4043 01 №1 ЯНВАРЬ 2015 9 772226 404146 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Межанский М.А. Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор МЦФЭР Образование Коммерческий директор Богданова Е.В. Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов Слепушенко О.А. Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор Бодякина Т.П. Анишина Т.П. Семёнова В.В. Редактор Кашкина С.Ю. Иллюстратор Муравски М.А. Дизайн Лузенинова Н.Н. Вёрстка Титова С.Ю. Секретарь редакции Калганова Н.Н. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 e-mail: muz@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 70439 (годовой), 84541 (полугодовой) «Почта России» – 31408 (годовой), 24379 (полугодовой) «Пресса России» – 41265 (годовой), 43656 (полугодовой) Отдел продвижения Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45) e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство: ПИ № ФС77-47365 от 18.11.2011. Подписано в печать 10.12.2014. Выход в свет 26.12.2014. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4. Тираж 8000 экз. Изд. № 6743. Заказ № 1165-ОП ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15 Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2015 Синицина Н.Ю. РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Гилевич Л.Г. гл. спец. Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Комарова Т.С. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. зам. начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы Фадеева С.А. д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Стр.3
Школа вашего профессионального роста Вебинары «МЦФЭР Образование» с участием ведущих экспертов Минобрнауки России, ФИРО, ВШЭ, РАО, Рособрнадзора и практиков отрасли 1 Зайдите на сайт www.resobr.ru в раздел «Мероприятия». Вам доступны как текущие, так и прошедшие вебинары 2 Выберите вебинар, в котором хотите принять участие, зарегистрируйтесь или напишите на stat@resobr.ru, оплатите стоимость Каждому участнику выдается сертификат Стоимость участия в одном вебинаре – 3186 руб. Выбирая модули вебинаров «Детский сад. Управление» и «Детский сад. Обучение и воспитание», вы экономите более 30% Остались вопросы – звоните по тел.: 8 (495) 937-9082 Наш сайт: www.resobr.ru 3 Получите доступ к материалам вебинара: выступление лектора, презентация и ответы на вопросы по теме Реклама
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Богданова В.В. 5 Взаимосвязь музыки и цвета: комплексное влияние на эстетическое развитие детей История становления теории цветомузыкального восприятия. Научные разработки вопроса комплексного воздействия музыки и цвета. Сопоставление цветотональных ассоциаций А.Н. Скрябина, Б.В. Асафьева и Н.А. Римского-Корсакова. Примеры перенесения в живопись закономерностей музыкальной формы 13 Порядок приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования Основные положения Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ Коренблит С.С., Берестов В.Д., Кузнецова Г.В., Уваров А.Ю. 17 Поём и играем в театре кукол Ноты и слова песен «Пьеро» и «Артемон» для кукольного представления Коренблит С.С., Слуцкий М.Г., Шакарова М.А., Уваров А.Ю. 20 Азбука: обучение алфавиту с помощью песен Ноты и слова песен «Буквы Н, О, П» № 1 январь 2015 42 44 46 25 ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Радченко Н.Ю. День птиц Комплексное занятие по музыке, физкультуре и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста 28 Анестратенко М.В. Друзья-зверята Песенный цикл для детей 4–5 лет. Цели и задачи цикла занятий. Ноты и слова песен: «Песенка про двух утят» (муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой); «Пони» (муз. Е. Попляновой, сл. В. Татаринова) НОТНЫЙ ФОНД: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ Ярцева Е.С. 33 40 Добро пожаловать в музыкальный зоопарк Слушаем и отгадываем музыкальные загадки. Жаворонок. Лебедь П.И. Чайковский. Песня жаворонка из «Детского альбома» М.И. Глинка, Н.В. Кукольник. Жаворонок П.И. Чайковский. Песнь жаворонка из цикла «Времена года» К. Сен-Санс. Лебедь 3
Стр.5
К статьям, отмеченным значком № 1 ЯНВАРЬ 2015 , доступны дополнительные материалы в электронной версии журнала ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СЦЕНАРИИ 51 Кузнецова Г.В., Языкова О.К., Соколова И.В. Прощай, Зимушка-зима! Сценарий фольклорного праздника для проведения на улице для детей старших и подготовительных групп Щербакова Н.Ю. 56 Масленица в гости к нам идёт! Музыкальный фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп ПЕСЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ 64 Оставив чужие далёкие страны, летели мы через моря-океаны Музыка В. Живова, слова И. Лагерева: «Подснежник», «Прилётная песенка», «Скворушки», «Воробей», «Павлин», «Пеликан» В электронном журнале «Справочник музыкального руководителя» для прослушивания, просмотра и скачивания доступны аудиоматериалы и фоторепортажи Оформите подписку на сайте www.proflit.ru/edu или по телефону 8 (495) 937-9082 Слушайте журнал «Справочник музыкального руководителя» 4 СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Реклама © bejotrus / Фотобанк Фотодженика
Стр.6
Развитие профессиональных компетенций В.В. Богданова, канд. пед. наук, доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, г. Москва ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЦВЕТА: КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Проблема взаимосвязи видов искусства в педагогическом процессе имеет длительную историю и обширный спектр научно-практических решений. История становления теории цветомузыкального восприятия Устойчивый научный интерес к проблеме взаимодействия музыки и изобразительного искусства прослеживается с античности через все века и культуры человеческой цивилизации. XIX век считается временем рождения теории синтеза музыки и живописи в современном её понимании, однако истоки проблемы уходят в глубь веков. Человеческая культура прошла путь длительного развития, на всём протяжении которого тенденция синтеза искусств сопутствовала процессу дифференциации на разветвлённую систему видов и жанров. За периодом распада синкре№ 1 январь 2015 тизма первобытной культуры последовал длительный период художественного синтеза, взаимообогащения разных видов художественной практики и тенденции их самоопределения. Первое упоминание термина «зримая музыка», «цветомузыка» в России относится к 29 апреля 1742 г., когда Российская академия наук провела специальное заседание, посвящённое «хитроумному» замыслу «музыки для глаз» французского монаха-иезуита Л.-Б. Кастеля, известного работами в области физики и математики. Его идея основывалась на законе «музыки сфер» Пифагора и имела целью создание «цветового клавесина», в котором семи звукам гаммы соответствуют семь цветов спектра. У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, КАК И У КАЖДОЙ ПЛАНЕТЫ В КОСМОСЕ, ЕСТЬ СОБСТВЕННАЯ МУЗЫКА – МУЗЫКА ЕГО СФЕР. Пифагор 5
Стр.7
Развитие профессиональных компетенций Пифагорейская концепция оказывала влияние на всю европейскую науку вплоть до Нового времени. Этот подход неоднократно подвергался критике такими мыслителями, как Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж.-Л. Даламбер, Г.В. Крафт, И. Вейтбрехт и др. Современная позиция науки такова, что теория механического «преобразования музыки в цвет», аналогия «спектр – гамма» Пифагора – Кастеля является внехудожественной, внеэстетической по содержанию и представляет интерес только для историков. Последователем Кастеля Т. Зееманом была разработана «музыкоморфная концепция колорита», которая, несмотря на критику, поддерживала интерес к этой теории вплоть до эпохи А.Н. Скрябина и М.К. Чюрлёниса. Но одновременно с ней уже намечалась новая тенденция в развитии теории взаимосвязи. Эту проблему стали разрабатывать немецкие романтики, представители йенской школы, которых такие искусствоведы, как А.И. Мазаев, А.Б. Мурина, считают родоначальниками теории синтеза искусств в современном понимании этого термина. Именно в XIX в. синтез впервые выступает как один из признаков органической «согласованной» культуры, хотя это осмысление и не выливается ещё в самостоятельную оформленную теорию синтеза. Этот феномен занимает романтиков в связи с разработкой ими учения о «всекультуре», в котором сталкиваются и взаимодействуют такие явления, как наука и искусство, язык и мифология, фольклор и естествознание и т. п. Согласно романтической натурфилософии, в бытии нельзя выделить сферу «музыкального», «живописного», «пластического» и, следовательно, каждое из искусств потенциально содержится в другом, а язык искусства в целом может рассматриваться как единая стихия общего художественного мышления. Из этих представлений вырастает идея универсального художественного произведения – «гезамткунстверка», основанного на совместном воздействии различных искусств и претендующего на всеохватывающее содержание. Возвращение к сенсорной полноте непосредственного восприятия действительности – вот цель и стимул поиска 6 основ синтеза. Процесс удовлетворения потребности в комплексном «аудиовизуальном мышлении» связан с воплощением в музыке наряду с интонациями слышимого мира интонаций мира видимого – т. н. «синтетическое соинтонирование». Музыка дополняет и раскрывает разные стороны видимого мира, связывая близкие по содержанию характеристики слышимого и зримого. Вот пример подобных сопоставлений: мелодия – рисунок; гармония – колорит; инструментовка – фактура. В XIX веке потребность «видеть музыку» проявила себя в программной музыке, начало которой было заложено в эстетике романтизма. А также можно заметить встречное движение к музыке со стороны живописи, проследить изменение функций и значения колорита, композиции, ритма. Усложнением инструментовки, фактуры, гармонии музыканты добивались всё более глубокого проникновения в «мир зримого» (Р. Шуман, М.И. Глинка, Г. Берлиоз, Ф. Лист, П.И. Чайковский, Р. Вагнер, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и, наконец, К. Дебюсси и А.Н. Скрябин). «Движущиеся музыкальные картины» – такое определение давал своей музыке Н.А. Римский-Корсаков. Движущимися пейзажами называл музыку К. Дебюсси музыковед В. Бобровский. Каждый вид искусства рассматривается теперь как структура, наделённая свойствами «внутренней полифонии», многоголосия, составленного из типологических признаков разных искусств. Например, живопись – искусство, специфика которого обозначается категорией «живописность»; но так же правомерны здесь понятия «архитектоничность», «литературность», «музыкальность» и т. д. На рубеже 1840–1850-х гг. Р. Вагнер работал над статьями и трактатами, в которых рассматривал идею драмы как «синтетического произведения искусства». Теория взаимосвязи музыки и живописи в рамках концепции Р. Вагнера, изложенная в трактате «Произведения искусства будущего», нашла своё проявление в мысли о единстве видов искусств и опирается на идеи романтиков о первозданном единстве, СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.8
Развитие профессиональных компетенций мифотворчестве как основе творчества, воссоединяющего жизненную и образную реальность, «панмузыке» и др. В основу «синтетического произведения искусства» должна быть заложена первичная целостность всех искусств, утраченная со времён Древней Греции (хорея), для того чтобы слияние искусств в художественном произведении представляло собой не множественность, соединение, а первозданное единство в рамках мифа. По словам К. ЛевиСтроса, Р. Вагнер «анализирует миф средствами музыки», когда сочетание музыки, слова, жес та, движения, цвета, пространства перерастает в органический синтез. И.И. Иоффе писал: «Это не первобытный стихийный синкретизм, а организованный синкретизм, пользующийся всеми достижениями, чтобы дать сгущенную, интенсифицированную жизнь». Эстетическая неубедительность аналогии «спектр – гамма», породившей идею соответствия цвета звуку, не могла быть проверена вплоть до конца XIX в. Дальнейшее развитие теории синтеза связано с концепцией символизма. В России на рубеже ХIХ и ХХ вв. многие деятели культуры откликались на теорию синтеза искусств: • в литературе и поэзии – А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт; • в музыке – А.Н. Скрябин, М.К. Чюрлёнис; • в живописи – М.А. Врубель, В.В. Кандинский, А.В. Лентулов; • в литературоведении – А.Н. Веселовский, В.В. Стасов, Л.Л. Сабанеев; • в философии – В.С. Соловьёв, П.А. Флорен - ский и др. ВСЕ ВИДЫ ИСКУССТВА ЯВЛЯЮТСЯ ЛИШЬ РАЗЛИЧНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЕДИНОГО СИМВОЛИЧЕСКОГО ЯЗЫКА. Это девиз многих художников всех направлений в искусстве этого времени, но их творчество по-разному отвечало эстетике современности. Все явления окружающего мира видятся худож№ 1 январь 2015 никам полными тайного смысла знаками, символами. Есть у Рембо «Сонет о гласных», в котором каждому звуку подобрано цветовое соответствие, а у К. Дебюсси – прелюдия под названием «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе». В его музыке мы встречаем названия: «Послеполуденный отдых фавна», «Море», «Образы», «Ноктюрны». Особой угрюмой атмосферой мрачного предчувствия полны почти все пейзажи в опере «Пеллеас и Мелисанда». Роль пейзажа у Дебюсси настолько велика, что в нём как бы зашифрованы и сами портреты персонажей, этот пейзаж населяющих. Такова, например, атмосфера заколдованного леса в «Пеллеасе и Мелисанде» – атмосфера, воздействующая на всех героев оперы, на всё происходящее в ней. Напротив, в одной из самых светлых пьес Дебюсси – «Острове радости» – пейзаж является провозвестником счастья и упоения любви. В симфонической сюите «Море» находим образы воды, ветра и потока – архетипа импрессионизма. В многочисленных повторах, варьирующих краткие мотивы, отображается графика водоворота и одновременно графика круга, символа вечности. Научные разработки вопроса комплексного воздействия музыки и цвета Работы В.И. Вернадского, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилёва, А.Ф. Лосева, П. Тейяра де Шардена, П.А. Флоренского посвящены развитию личности в единстве со всеми явлениями окружающей жизни: опубликованы идеи синтеза искусств на основе системы межчувственных ассоциаций – синестезий; описаны научные разработки в области искусствознания, истории, педагогики, позволяющие обосновать целесообразность использования комплексного воздействия искусств в эстетическом развитии детей. Существуют также теория интонационной формы музыки Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского и концепция полихудожественного воспитания лаборатории Б.П. Юсова. 7
Стр.9