Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Справочник музыкального руководителя

Справочник музыкального руководителя №7 2014 (163,63 руб.)

0   0
Страниц84
ID313072
АннотацияЖурнал об эффективном музыкально-художественном воспитании.Издание освещает вопросы музыкального развития детей, организации музыкально-художественной деятельности, а также предлагает материалы для современного репертуара детского сада: сценарии праздников и развлечений, хореографические постановки, песенную коллекцию, нотный фонд.
Справочник музыкального руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №7 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313072 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СПРАВОЧНИК www.resobr.ru музыкального РУКОВОДИТЕЛЯ Развитие музыкальности воспитанников с помощью фольклора Положение о деятельности фольклорной студии на базе детского сада №7 Патриотическое воспитание: опыт разработки музыкального репертуара Сценарии праздников на основе фольклорного материала июль 2014 Держим в курсе событий menobr.ru resobr.ru Общайтесь с коллегами, получайте свежие новости и следите за изменениями в сфере образования даже в отпуске! <...> РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Гилевич Л.Г. гл. спец. <...> Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. <...> М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. зам. начальника управления дошкольного и общего образования департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы Фадеева С.А. д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» 9 772226 404146 СОДЕРЖАНИЕ № 7 ИЮЛЬ 2014 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ <...>
Справочник_музыкального_руководителя_№7_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_музыкального_руководителя_№7_2014.pdf
№7 ИЮЛЬ 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Межанский М.А. Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор МЦФЭР Образование Коммерческий директор Богданова Е.В. Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов Слепушенко О.А. Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Анишина Т.П. Семёнова В.В. Редактор Кашкина С.Ю. Дизайн Лузенинова Н.Н. Вёрстка Титова С.Ю. Калганова Н.Н. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 e-mail: muz@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 70439 (годовой), 84541 (полугодовой) «Почта России» – 31408 (годовой), 24379 (полугодовой) «Пресса России» – 41265 (годовой), 43656 (полугодовой) Отдел продвижения Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45) e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство: ПИ № ФС77-47365 от 18.11.2011. Подписано в печать 17.06.2014. Выход в свет 03.07.2014. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4. Тираж 8000 экз. Изд. № 6220. Заказ № 590-ОП ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15 Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87; сайт: www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2226-4043 07 Синицина Н.Ю. РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Гилевич Л.Г. гл. спец. Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Комарова Т.С. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. зам. начальника управления дошкольного и общего образования департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы Фадеева С.А. д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» 9 772226 404146
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ № 7 ИЮЛЬ 2014 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Никитина Н.А., Богомазова С.В. 5 Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора Опыт работы детского сада по приобщению воспитанников к детскому фольклору через непосредственно образовательную деятельность, кружковую работу, праздники и развлечения. Задачи и методы работы. Принципы отбора фольклорного репертуара для работы с детьми ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ 9 Фольклорная студия на базе детского сада Локальные акты по организации фольклорной студии: приказ и положение о деятельности фольклорной студии на базе дошкольной образовательной организации ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ Коренблит С.С., Берестов В.Д., Кузнецова Г.В., Уваров А.Ю. 13 Поём и играем в театре кукол Песня для кукольного представления «Петрушка», музыка С. Коренблита, стихи В. Берестова ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15 Фольклорно-сценические игры для дошкольников Составитель Асеева Н.Г. Описание, ноты и слова фольклорных игр: «Ходит Ваня», «Гуси», «Ящер», «Банька», «Капуста», «Гуси-лебеди и волк» ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СЦЕНАРИИ Мартьянова Н.А. 24 28 33 46 50 Славим мы берёзку русскую Праздник для детей старшего дошкольного возраста Асеева Н.Г., Гайнетдинова Л.Ш. Проводы мух и комаров Сценарий шуточного народного обряда проводов лета Немов С.В., Микая Е.С., Шахова А.О. Гуси-лебеди Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы на основе фольклорного материала Никитина Н.А., Богомазова С.В. Праздник народных игр Сценарий фольклорного праздника Никитина Н.А., Богомазова С.В. Посиделки Сценарий осеннего фольклорного праздника 2 СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.4
Содержание Кузнецова Г.В., Рылина С.В., Шабатина Т.А. 56 59 За околицей села Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы Гуляева Т.А. Патриотическое воспитание дошкольников Опыт разработки музыкального репертуара. Сценарий музыкальнолитературной композиции «Радужное детство» для детей старшего дошкольного возраста УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: W WWW – Дополнительные материалы к статье смотрите на сайте www.resobr.ru ПЕСЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ 76 Мне откроется русский простор Елена Перцева, Наталья Карпова: «Здравствуй, Родина!». Людмила Хрусталёва: «Россия-сказка». Тамара Прописнова: «Детство золотое» ОТ РЕДАКЦИИ Уважаемые читатели! Обращаем внимание на опечатки в журнале. В «Справочнике музыкального руководителя» № 3, 2014, на с. 46 следует читать: Д. Шостакович. Танец (из сб. «Танцы кукол»). На с. 60–61: «Песенка для мамы», муз. А. Комарова, сл. В. Капустиной, с 38-го по 49-й такты в партии голоса ключевые знаки следует читать как в аккомпанементе (си, ми, ля бемоль). Приносим свои извинения. Доступ к дополнительным электронным материалам для организации воспитательнообразовательной деятельности Сайт: www.resobr.ru Промокод: doremi2014 Подробную инструкцию см. на c. 4 № 7 июль 2014 3 Реклама
Стр.5
Реклама СПРАВОЧНИК музыкального РУКОВОДИТЕЛЯ не просто помогает работать – работает вместе с вами 1 2 3 Не пропустите на страницах журнала указатель на дополнительные материалы для организации воспитательнообразовательной деятельности, доступные на сайте www.resobr.ru Войдите на сайт resobr.ru/muz под своим логином и паролем либо зарегистрируйтесь Выберите в архиве интересующий вас номер журнала Введите промокод, указанный в журнале на с. 4 Используйте материалы в работе Издается «МЦФЭР Образование»
Стр.6
Управление процессом музыкального воспитания детей Н.А. Никитина, музыкальный руководитель детского сада № 204 «Колокольчик» АНО ДО «Планета детства “Лада”», г. о. Тольятти, С.В. Богомазова, музыкальный руководитель детского сада № 204 «Колокольчик» АНО ДО «Планета детства “Лада”», г. о. Тольятти РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-другому, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общеобразовательная программа дошкольного образования включает в себя региональный компонент. Он отражает специфику национальной культуры, позволяет приобщать детей к истории, культуре, природе родного края. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь в его содержании – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека. Фольклор (в переводе с английского «народная мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инстру№ 7 июль 2014 ментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушьи сигналы и т. д.). Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт заключается в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времён музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью. Народная музыка создавалась не только для слушания, она жила в действии: в игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора. А.М. Горький писал: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, с игрой». Этим требованием забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. 5
Стр.7
Управление процессом музыкального воспитания детей Термин «детский фольклор» был введён в нашей стране в научный обиход в начале XX в. В это время десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. Исследователи детского фольклора Виноградова Г.С., Капица О.И., Науменко Г.М. все его образцы классифицировали на 3 раздела: 1. Календарный фольклор. 2. Потешный фольклор. 3. Игровой фольклор. Календарный фольклор. В детский календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами, или же произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т. д., а также собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. Этот раздел фольклора – одна из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Потешный фольклор. Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. Небылицы – особый вид песен, основанных на вымысле, со смещением в содержании всех реальных связей и отношений (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит…). Детей в небылицах привлекают юмор и комические положения, рождающие радостные эмоции. Дразнилки – это форма проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой 1 дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Прибаутки – короткие по форме забавные песенки. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждает интерес к новым словообразованиям. Игровой фольклор. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определённым кругом игр. Врач-педиатр и педагог Е.А. Покровский писал: «Ребёнок, лишённый элементарных знаний, которые даёт ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадёжно оторван от своего естественного и социального окружения». Исследователь Науменко Г.М.1 разделил игры на три основные группы: драматические, спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, т. е. в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы. В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на круговые, некруговые, хороводные и шествия. Большое место в играх детей занимают считалки. Если проанализировать фольклор, записанный от современных детей, можно увидеть, что всё реже встречаются игры с элементами театрализации, сюжетно связанные с древним земледелием и домашним скотом, некоторые игры упрощаются и превращаются в спортивные. Большой популярностью Науменко Г.М. Русское народное детское творчество. М.: «Советский композитор», 1988. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. – Примеч. авт. 6 СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.8
Управление процессом музыкального воспитания детей у сельских и городских детей пользуются игры с мячом и скакалкой. В нашем дошкольном учреждении приобщение воспитанников к детскому фольклору осуществляется через непосредственно образовательную деятельность, кружковую работу, через праздники и развлечения. Опыт работы помог конкретизировать следующие задачи: 1. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора. 2. Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления). 3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования. 4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей. Интерес и любовь к народному фольклору нужно воспитывать, поэтому в работе с детьми используются следующие методы: 1. Исполнение и разучивание произведений русского фольклора. 2. Слушание народной музыки. 3. Чтение книг и сказок как путь накопления знаний о народном творчестве. 4. Пение различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы. 5. Музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально увлекательный приём. Отбирая фольклорный репертуар для работы с детьми, мы опираемся на следующие принципы: 1. Художественная ценность. 2. Доступность по эмоционально-образному содержанию. 3. Доступность для воспроизведения детьми. Народная музыка всегда должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его познавательно и эмоционально. Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: • восприятия и исполнительства; № 7 июль 2014 • игр; • музыкально-образовательной деятельности. Рассмотрим значение фольклора в развитии музыкальности детей. А что такое музыкальность? Музыкальность – это комплекс способностей. Основные три из них: • ладовое чувство; • музыкально-слуховые представления; • чувство ритма. Используемые в работе с детьми заклички, игровые напевы, колыбельные песни, построенные на многократном повторе секундовых, терцовых и квартовых интервалов, подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий, это развивает у дошкольников музыкально-слуховые представления и ладовое чувство. Также это укрепляет физическое здоровье – лёгкие и голосовой аппарат, т. к. большинство закличек, дразнилок поётся полным голосом, на грудном резонировании, как можно громче. Большой интерес вызывают игры, которые являются ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Многие народные игры включают в себя пение. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придаёт ритмическую слаженность. В играх, сопровождаемых напевом, перед детьми ставятся несколько задач: ходить или бегать, следить за ходом игры, да ещё при этом петь. Вот здесь-то и вырабатываются ловкость и смекалка, артистические качества, умение общаться между собой, снимается эмоциональная зажатость, стеснение. Появляется азартное настроение, что даёт полную свободу мышцам, в т. ч. и голосовому аппарату. Звукообразование происходит естественным образом. Через эмоциональную память, голосовые, мышечные ощущения приобретается навык певческой свободы. Попевки в игре могут сопровождаться движениями, ритмическими акцентами, хлопками в ладоши, что помогает развивать у детей чувство ритма. Таким образом, можно сделать вывод, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в развитии музыкальности детей. Работу по успешной реализации задач по развитию музыкальности у дошкольников посредством фольклора было бы трудно осуществить без взаи7
Стр.9