Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Справочник музыкального руководителя

Справочник музыкального руководителя №5 2014 (163,63 руб.)

0   0
Страниц84
ID313070
АннотацияЖурнал об эффективном музыкально-художественном воспитании.Издание освещает вопросы музыкального развития детей, организации музыкально-художественной деятельности, а также предлагает материалы для современного репертуара детского сада: сценарии праздников и развлечений, хореографические постановки, песенную коллекцию, нотный фонд.
Справочник музыкального руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №5 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313070 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СПРАВОЧНИК www.resobr.ru музыкального РУКОВОДИТЕЛЯ Поём и играем в театре кукол Трудовая пенсия концертмейстеру №5 2014 май Нотный фонд: классика и современность для детей Лето любит детвора: сценарии, песни и стихи Завершается подписка на II полугодие 2014 года Журнал «Справочник музыкального руководителя» В центре внимания во II полугодии 2014 года:  Интегративное решение задач музыкального воспитания в разных образовательных областях  Каталог подвижных народных игр для детей дошкольного возраста  Сказки и загадки «Музыкальный зоопарк» (слушание и исполнительство)  Тематические интегрированные занятия из цикла «Кукольный театр» и «Азбука»  Песенный цикл для детей 4–5 лет «Музыкальное путешествие по странам мира» 7 журналов «Образцовый детский сад» Подробности на сайте www.proflit.ru/edu - 15% экономия при подписке на 7 изданий В редакции: Тел. <...> РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Гилевич Л.Г. гл. спец. <...> Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. <...> А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Комарова Т.С. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. <...> М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии <...>
Справочник_музыкального_руководителя_№5_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_музыкального_руководителя_№5_2014.pdf
№5 МАЙ 2014 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Межанский М.А. Заместитель генерального директора, директор ТН «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. Тематическое направление «МЦФЭР Образование» Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Слепушенко О.А. Макарова С.М. Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Редактор Кашкина С.Ю. Дизайн Лузенинова Н.Н. Вёрстка Титова С.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 e-mail: muz@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 70439 (годовой), 84541 (полугодовой) «Почта России» – 31408 (годовой), 24379 (полугодовой) «Пресса России» – 41265 (годовой), 43656 (полугодовой) Отдел продвижения Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45) e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Синицина Н.Ю. Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство: ПИ № ФС77-47365 от 18.11.2011 Подписано в печать 15.04.2014. Формат 84 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4 Тираж 8000 экз. Изд. № 6034. Заказ № 363-ОП ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15 Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87; сайт: www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2226-4043 05 Анишина Т.П. Семёнова В.В. Калганова Н.Н. РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Гилевич Л.Г. гл. спец. Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Комарова Т.С. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. зам. начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы Фадеева С.А. д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» 9 772226 404146
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ № 5 МАЙ 2014 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Коренблит С.С., Берестов В.Д., Кузнецова Г.В., Уваров А.Ю. 5 12 Поём и играем в театре кукол Три основных типа театра кукол: верховые, низовые, срединные. Как изготовить куклы. Правила кукловождения. Игры детей в театре кукол дома и в детском саду ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Право на досрочное назначение трудовой пенсии концертмейстеру Отвечает С.В. Чернов, юрист-эксперт электронной системы «Образование» тематического направления «МЦФЭР Образование» ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ Коренблит С.С., Грозовский М.Л., Соловьёва Е.В., Уваров А.Ю. 16 Поющие цифры Конспект занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, посвящённого изучению цифры ноль. Ноты и стихи песни «Ноль» ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19 Шинкарёва О.Е., Филимонова Н.Ю. Лучики радости Личностно-ориентированная непосредственно организованная деятельность для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально-эмоционального и нравственного восприятия с помощью игр. Совместная работа музыкального руководителя и педагога-психолога 29 22 Фольклорные игры для дошкольников Составитель Асеева Н.Г. Описание, ноты и слова фольклорных игр «Перстенёк», «Дубок», «Козынька», «Король», «Лень», «Свадебная», «Как по траве», «Козлик» Анестратенко М.В. Музыкальное путешествие по странам мира Песенный цикл для детей 4–5 лет. Ноты и слова народных песен «Вот волынки заиграли» (чешская), «Гусята» (немецкая), «Каде Руссель» (французская) НОТНЫЙ ФОНД: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ Ярцева Е.С. 35 37 38 39 40 42 2 Добро пожаловать в музыкальный зоопарк Слушаем и отгадываем музыкальные загадки И. Стравинский. Песенка Медведя Д. Шостакович. Медведь Из альбома «6 детских пьес для фортепиано» А. Николаев. Ученый медведь Из «Детского альбома» С. Гаврилов, Р. Алдонина. К медведям ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СЦЕНАРИИ Машинец Т.А., Шинкарёва О.Е. Как ребята радугу спасали Летнее приключение. Развлечение проводится на улице СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.4
Содержание ПЕСЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ 47 Лето любит детвора Ирина Барская, Елена Липатова: Со стихами под зонтом! Сергей Гаврилов, Сергей Никольский: Стрекоза Владимир Живов, Вадим Левин: Маленькая песня о большом дожде Александр Комаров, Вера Капустина: Колокольчик и ветерок Александр Комаров, Нина Ипатова: Лето любит детвора Александр Комаров, Лидия Радикова: Озорной ветерок Анна Олейникова, Татьяна Толстенкова: Дождик Анна Олейникова, Надежда Радченко: Одуванчик УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: W WWW – Дополнительные материалы к статье смотрите на сайте www.resobr.ru 66 ПРЕМЬЕРА Мой кусочек лета Виталий Сокол, Эвелина СоляковаЦегельник: Дождик. Лето Мария Егорова, Людмила Егорова: Дождик Людмила Горцуева: Мой кусочек лета. Жадина. Жук-жучок Доступ к дополнительным электронным материалам для организации воспитательнообразовательной деятельности Сайт: www.resobr.ru Промокод: doremi2014 Подробную инструкцию см. на 3-й обложке журнала № 5 май 2014 3 Реклама
Стр.5
Fotolia/PhotoXPress.ru Реклама Как получить образцовый детский сад? Подписаться на комплект изданий «Образцовый детский сад» удобным для вас способом! В редакции: Тел.: 8 (495) 937-9082, 8 (495) 933-6317; E-mail: ap@mcfr.ru В интернет-магазине: www.proflit.ru/edu На почте: «Роспечать» – 81375; «Почта России» – 73341; «Пресса России» – 88142 - 15% экономия
Стр.6
Управление процессом музыкального воспитания детей С.С. Коренблит, композитор, автор и руководитель проекта «Весёлый день дошкольника», В.Д. Берестов, поэт, Г.В. Кузнецова, ст. науч. сотр. дошкольного отдела ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва, А.Ю. Уваров, д-р пед. наук, гл. науч. сотр. Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», г. Москва П ОЁМ И ИГРАЕМ В ТЕАТРЕ КУКОЛ «Самым большим чудом, оставшимся навсегда в памяти из моего детства, был кукольный театр!» – такие слова может сказать почти каждый взрослый. Магия кукольного театра сильнее театра «взрослого», актёрского. Куклы поистине могут творить чудеса: они обучают, веселят, развивают интонационную выразительность речи и творческие способности, формируют мировоззрение, корректируют поведение дошкольников. Театр кукол – одно из любимых развлечений взрослых и детей. Кукла может научить ребёнка всему, она близка малышу, её беспомощность и искренность рождают у ребёнка чувство взаимопонимания и принятия всего того, что она «говорит». Театр кукол – одна из разновидностей искусства. В его спектаклях внешность и действия персонажей изображаются (обозначаются) объёмными, полуобъёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным. Правильно говорить «театр кукол». Так называются все профессиональные театры анимации. Есть три основных типа театра кукол: 1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа № 5 май 2014 обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они видны целиком или на половину своего роста. 2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволочками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или в половину своего роста. 3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых), управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, в которых находится актёр-кукловод. К срединным куклам относятся, в частности, куклы театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, т. к. находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклымарионетки, управляемые сзади видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Бывают перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Например, в известной эстрадной ми5
Стр.7
Управление процессом музыкального воспитания детей ниатюре С.В. Образцова участвует кукольный малыш по им ени Тяпа (перчаточная кукла, надетая на одну руку Образцова) и его отец, роль которого играет сам Образцов. О куклах Предшественником всех разновидностей верховой куклы является т. н. кукла-петрушка (рис. 1), т. е. кукла, надеваемая на руку актёра и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею. Имя своё она получила от героя старинных народных кукольных представлений – весёлого озорника Петрушки. Перчатка является одновременно и костюмом куклы. Рис. 2. Управление куклой-петрушкой хуже передаёт походку человека, чем если она это делает условно, при помощи движения корпуса. Чаще всего ноги у кукол-петрушек существуют для того, чтобы кукла могла ими играть, сидя или лёжа. Очень часто при помощи петрушечных кукол изображают не только человека, но и животных. Общая схема устройства остаётся та же, однако у каждой куклы имеются свои особенности в зависимости от того, какое животное она изображает. Одной из наиболее интересных разновидностей верховой куклы является кукла на тростях (или тростевая кукла) (рис. 3). Она получила своё название Рис. 1. Кукла-петрушка Материал для неё подбирается соответствующего цвета и рисунка. Как правило, на материю, из которой сшита перчатка, нашивается аппликация или наносится рисунок. Такая перчатка-костюм кроится не вплотную по руке кукловода, а немного свободнее, чтобы замаскировать форму введённой в неё человеческой руки. Ноги у кукол-петрушек бывают далеко не всегда. Кукла становится ногами на ширму лишь в очень редких случаях, т. к. при этом бывает видна рука актёра. В некоторых случаях руку актёра удаётся более или менее удачно замаскировать длинным платьем или плащом (рука проходит между подкладкой и верхом) (рис. 2). Но это допустимо, разумеется, далеко не в каждой пьесе и не для каждого персонажа. Кроме того, кукла, стоящая ногами на ширме, 6 Рис. 3. Тростевая кукла СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.8
Управление процессом музыкального воспитания детей от тростей, при помощи которых актёр управляет руками куклы. Тростевая кукла чаще всего изображает фигуру человека, реже – животных. Основу тростевой куклы составляет деревянная конструкция. Она крепится на так называемом гапите – деревянном стержне, который служит как бы позвоночником куклы. На гапите устанавливается плечевой каркас, а к нему прикрепляются подвижные суставы рук. Кукольные герои для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и т. п. Простейшую куклу можно сделать из обычного носового платка или квадратного кусочка материи. Кроме этого, в детском саду или дома взрослые могут придумать сказку-пьесу из тех кукол, что имеются у детей. Волшебный голос рассказчика превращает любимые детские игрушки в героев сказочного представления. Куклы-марионетки занимают важное место в теории и практике кукольного театра. Сравнение человека с марионеткой, которую дёргают за ниточку, существовало с древнейших времён в языках многих народов мира. Куклы-марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину – так называемую вагу, где сходятся все нити, идущие от деталей куклы. Нити прикрепляются к её туловищу, плечам, коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр заставляет куклу передвигаться по сцене, а также двигать руками и ногами. Количество нитей может быть до 30 штук – в этом случае куклой управляют несколько человек. Плоскостные стендовые куклы разыгрывают своё представление на вертикальной поверхности. Это фланелеграф. Первоначально большой лист картона обтягивался простой фланелью (отсюда и название), а плоскостные персонажи и декорации передвигались самим рассказчиком по ходу представления. Задняя сторона фигурок и декораций тоже была фланелевая. Ещё один вид плоских игрушек не накладывается на фланель, а вставляется в маленький гапит, который крепится в пустую деревянную катушку от ниток. Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть № 5 май 2014 картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части и намазав их клеем, прикрепить к картонному кружочку-подставке. Подставки могут быть деревянные, картонные, а можно и без них обойтись – фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом. Такой театр может быть нарисован красками, фломастерами, оформлен аппликацией из бумаги и ткани. Театр кукол из конусов и цилиндров с удовольствием изготавливают сами дети. С помощью циркуля, трафаретов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба, склеивают из полукругов конусы, превратив их в фигурку, приклеив детали. Для изготовления игрушек из цилиндров надо склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформление может быть из различного материала: аппликацией из бумаги, ткани, кружева, тесьмы, ниток, пуговиц, бусин, бисера. Крахмальным клеем удобно склеивать бумагу, тонкие ткани, а картон, пуговицы, бусины, тесьма лучше приклеиваются клеем ПВА или «Момен том». Существуют ещё некоторые способы создания кукол. Как изготовить куклы Куклы также можно смастерить из картона, ткани и папье-маше – специально приготовленной бумажной массы. Для изготовления массы газетная бумага рвётся на мелкие кусочки, заливается водой. После того как бумага размокнет, дают воде стечь, добавляют горсть муки и замешивают тесто (три части бумажной массы и одна часть муки). Скатанный из массы шарик надевают на картонный конус и лепят головку прямо на нём. Необходимо время, чтобы она просохла на конусе. Затем головы снимаются, разрисовываются, к ним приклеиваются детали (волосы, брови, усы, борода, уши, шапочка, косынка и т. д.). Подбираются соответствующие ткани для оклейки конусов. На конусах делают прорези, в которые вставляют лапки, хвостики, руки. Имея несколько таких конусов, можно быстро сконструировать любую куклу для разных спектаклей. Куклы можно изготавливать и из поролона. Лучше выполнять эту работу вместе с детьми. Детям дают уже готовые, предварительно окрашенные ку7
Стр.9