Кафедра Совершенное искусство Тамары Тумановой «У неё – грандиозная русская Тамара Туманова. <...> По мнению очевидцев, в облике Тамары Тумановой идеально воплотился образ русской балерины – эффектной, лиричной, виртуозной и драматичной. <...> Вместе с родителями, Владимиром Хасидовичем и Евгенией Тумановой-Хасидович, Тамара покидает Россию в раннем возрасте, но на протяжении всей своей жизни остается, уже будучи американской гражданкой, русской балериной, неразрывно связанной с русским искусством, участвуя в русских балетных компаниях, исполняя репертуар русских хореографов, а позднее – встречаясь с российскими артистами. <...> После нескольких лет скитаний по «странным странам Востока» (по выражению одного американского репортера) семья оседает в Париже. <...> Павлова, просматривая учениц своей коллеги по Мариинскому театру, заметила маленькую фигурку, уверенно вертящую фуэте, и подумала, что перед ней карлик, так по-взрослому держала себя шестилетняя Тамара. <...> Видный английский историк балета Арнольд Хаскелл впоследствии вспоминал: «Я помню тот концерт. <...> 1Именно Хаскелл впоследствии назовет Туманову черной жемчужиной русского балета,2 и с этим эпитетом она войдет в историю. <...> Тамара считалась одной из самых одаренных и любимых учениц Преображенской, унаследовав её лирический дар и крепкую виртуозную технику. <...> В марте 1929 года на сцене Парижской оперы на нее был поставлен балет «Веер Жанны» на музыку современных французских композиторов (Орика, Мийо, Пуленка, Равеля, Шмидта) и в сценографии М. <...> В двенадцать лет Туманова становится ведущей танцовщицей только что созданной труппы «Русский балет Монте-Карло» при посредстве Джорджа Баланчина, увидевшего её на уроке в студии Преображенской и немедленно ангажировавшем её на положение прима-балерины. <...> Туманова называла появление Баланчина счастливым случаем и вспоминала позднее: «Думаю, что Бог в тот момент послал ангела, когда Баланчин произнес «Я беру тебя со мной <...>