Время балета Забытая «амазонка» авангарда Творчество хореографа и танцовщицы Веры Яковлевны Каган-Шабшай (1905-1988) представляет пока малоизвестную страницу в истории российской хореографии. <...> Экспериментальные постановки еврейских танцев, осуществленные ею во второй половине двадцатых – начале тридцатых годов ХХ века, относятся к блестящей эпохе расцвета свободного танца, новаторского театра и авангардного искусства в Советской России. <...> Ее по праву можно причислить к плеяде «амазонок» русского авангарда, в числе которых были лидеры живописного эксперимента – Александра Экстер, Наталия Гончарова, Ольга Розанова, Варвара Степанова. <...> 1 Яркой новаторской деятельности Веры Шабшай был положен конец в годы сталинского террора. <...> Личность талантливого хореографа вновь привлекла к себе внимание в 2008 году в связи с посвященной ей выставкойисследованием в израильском Музее русского искусства имени Цетлиных в Рамат-Гане и выходом в свет сопровождающего ее каталога. <...> 2 Вера Шабшай (1925) Вера Яковлевна родилась в семье профессора Якова Фабиановича Каган-Шабшая (1877-1939), основателя Московского электротехнического института, деятеля движения «еврейского ренессанса» и участника «Кружка еврейской эстетики» во главе с критиком Абрамом Эфросом. <...> Шабшай поступила на хореографическое отделение московского Государственного театрального техникума имени А.В.Луначарского (позднее ГИТИС). <...> Свои первые постановки характерных танцев для студентов техникума В. <...> Шабшай осуществляет в Лаборатории молодых постановщиков в 1925-1926 годах. <...> В 1927 году режиссер Борис Вершилов, ученик Вахтангова, приглашает выпускницу Театрального техникума В. <...> Именно здесь Шабшай организует танцевальный коллектив из своих соучениц по Театральному техникуму и драматических тан28 цовщиц – актрис театра. <...> В их число входили Галина Вирт (впоследствии жена художника Андрея Гончарова, автора некоторых костюмов для постановок Шабшай), Вера РикиБаки <...>