Балетные чтения: из новых диссертаций ПРОВОЗВЕСТНИК НОВОГО В истории хореографического искусства не было балетмейстера, обладавшего таким мощным даром образно-пластического видения Мира и Человека, как Леонид Якобсон (1904 – 1975). <...> Хореография Якобсона – образна от первого до последнего сотворенного им движения. <...> Хореографический мир Якобсона – это как бы «Пантеон пластики» всех времен и народов, сокровищница образно-пластических богатств человеческого тела. <...> Творчество Якобсона необычайно разнообразно и затрагивает ключевые проблемы современной хореографии. <...> Ученик и последователь Михаила Фокина, Якобсон признавал, как и сам Фокин, не «рассказывающую» (как, например, в балетахМариуса Петипа), а «показывающую» (то есть действенную) пантомиму. <...> И «танцевальная пантомима», так же как «танецпантомима» вошла в обиход балетного искусства при активной деятельности в этом направлении самого Якобсона. <...> Стремясь к объединению в хореографии образно-пластических и смысловых начал, «пантомиму» (как и «танец») он сочинял, опираясь на основные законы классицистской школы, раскрывал ею музыку, и в итоге пантомима переставала существовать в балете как отдельный, изолированный элемент. <...> Можно сказать, что в хореографии Якобсона – в его «хореопластике» – слились воедино поэтические и действенные начала танца. <...> Действенность, образность, метафоризм, многозначность, пластическая обобщенность и симфонизм – все эти признаки танца вообще в «хореопластике» Якобсона многократно усилены и синтезированы. <...> Метод Якобсона обозначил и специфику его хореографии: гротескной, индивидуально-пластической, стилистически единой, порой – гиперболизированной и всегда неразрывными токами связанной с музыкой. <...> Сотни персонажей, пластически несхожих между собой – прекрасное доказательство достоинств хореографического метода Леонида Якобсона. <...> Не менее важен был для Якобсона другой ключевой вопрос – отношение пластики <...>