Ballet_6-09v8part_I_1 26/10/09 23:48 Page 14 Балетные чтения: из новых диссертаций Проблемы танцевального симфонизма Современное искусствоведение (и балетоведение, в частности) определяет симфонизм как эстетическую категорию, подразумевающий особый метод художественного отражения действительности. <...> Симфонизм отразил процесс освоения музыкальным искусством и самой диалектики бытия, и диалектических принципов мышления. <...> Симфонизм в балете является универсальным способом наиболее полного раскрытия художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство, развитие, скрещение и преобразование тем и тематических элементов. <...> Ф.В.Лопухов утверждал: «Если при постановке как малых вариаций, так и больших балетов исходить из принципа хореографических тематических разработок, то в этом и будет заключаться сущность танцевального симфонизма». <...> 1 В.М.Кра сов - ская расширила это понятие: «Балетный симфонизм – не только организация многопланового хореографического действия в структурных формах симфонической музыки. <...> Это, кроме того и прежде всего, широкое постижение жизни в обобщенных, многозначных, изменчивых образах, которые борются, взаимодействуют, растворяются один в другом и вырастают один из другого – опять-таки подобно симфонической музыке». <...> 2 Теоретические работы Ф.В.Лопухова сопровождались его поисками на сцене. <...> Лопухов попытался решить на практике вопросы, связанные с поисками соответствующих жанров – поставил танцсимфонию «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Бетховена. <...> Показанная всего один раз – 7 марта 1923 года – танцсимфония «Величие мироздания» не имела успеха. <...> Неудача Лопухова пресекла на многие годы дальнейшие эксперименты. <...> На Западе по пути Лопухова пошел хореограф-симфонист Джордж Баланчин, танцевавший в «Величии мироздания», и покинувший родину в 1924 году. <...> Новое направление, получившее законченное развитие <...>