Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Педиатрические и гериатрические лекарственные средства (220,00 руб.)

0   0
АвторыДьякова Нина Алексеевна, Полковникова Юлия Александровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц65
ID310669
АннотацияУчебно-методическое пособие содержит краткий обзор по указанным тематикам классических фармацевтических и медицинских учебников, современной специальной литературы, научных периодических изданий. Составители надеются, что данные методические указания окажут помощь провизорам-ординаторам и слушателям курсов повышения квалификации в самостоятельном освоении предлагаемых тем, а также будут способствовать расширению их общего и профессионального.
Кому рекомендованоРекомендовано для провизоров-ординаторов и слушателей курсов повышения квалификации. Для специальности 06030102 – Фармацевтическая технология
Педиатрические и гериатрические лекарственные средства / Н.А. Дьякова, Ю.А. Полковникова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2014 .— 65 с. — 65 с. — URL: https://rucont.ru/efd/310669 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДИАТРИЧЕСКИЕ И ГЕРИАТРИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы провизоров-ординаторов и слушателей курсов повышения квалификации Составители: Н. А. Дьякова, Ю. А. Полковникова Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 Утверждено научно-методическим советом фармацевтическим факультета 12 декабря 2013 г., протокол № 1500-08-10 Рецензент канд. фарм. наук, доцент Т. А. Брежнева Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре фармации последипломного образования фармацевтического факультета Воронежского государственного университета. <...> Рекомендовано для провизоров-ординаторов и слушателей курсов повышения квалификации. <...> 18 Вспомогательные вещества в технологии детских лекарственных форм . <...> 19 Проблемы в технологии детских лекарственных форм . <...> 33 Побочные лекарственные реакции при лечении гериатрических больных . <...> 37 Рекомендации по назначению лекарств гериатрическим больным . <...> К числу тем, предлагаемых для самостоятельного освоения, относятся такие жизненно важные разделы, как детские и гериатрические лекарственные формы, требующие особенно глубокого и тщательного изучения. <...> Особое место в современной медицинской практике отводится и обладающим высокой биодоступностью лекарственным формам, предназначенным для ректального введения. <...> В силу ряда преимуществ ректальные лекарственные формы особенно важны и перспективны для применения в педиатрической и гериатрической практике. <...> Освоение материала, связанного с производством и современной номенклатурой ректальных лекарственных форм, является крайне важным для квалифицированного провизора. <...> Составители надеются, что данные методические указания окажут помощь провизорам-ординаторам и слушателям курсов повышения <...>
Педиатрические_и_гериатрические_лекарственные_средства.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДИАТРИЧЕСКИЕ И ГЕРИАТРИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы провизоров-ординаторов и слушателей курсов повышения квалификации Составители: Н. А. Дьякова, Ю. А. Полковникова Воронеж Издательский дом ВГУ 2014
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................... 4 ПЕДИАТРИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ .............................. 5 Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у новорожденных детей ........................................................................ 5 Особенности дозирования лекарств у детей .................................................... 7 Лекарства, показанные и противопоказанные новорожденным детям ......... 9 Способы введения лекарственных веществ в детский организм и лекарственные формы ................................................................................... 10 Пероральные лекарственные формы............................................................... 10 Ректальные лекарственные формы для детей ................................................ 14 Инъекционные лекарственные формы для детей .......................................... 17 Наружные лекарственные формы для детей .................................................. 18 Вспомогательные вещества в технологии детских лекарственных форм ......................................................................................... 19 Проблемы в технологии детских лекарственных форм ................................ 26 Перспективы создания детских лекарственных форм .................................. 26 Вопросы для самоподготовки .......................................................................... 28 ГЕРИАТРИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ............................. 29 Понятие геронтологии и гериатрии ................................................................ 29 Гериатрические лекарственные средства ....................................................... 31 Структура заболеваемости гериатрических больных ................................... 33 Изменение фармакокинетики и фармакодинамики лекарств у пожилого пациента ........................................................................................ 33 Побочные лекарственные реакции при лечении гериатрических больных .................................................................................. 37 Рекомендации по назначению лекарств гериатрическим больным ............. 40 Лекарственные формы в гериатрии6 .............................................................. 43 Вопросы для самоподготовки .......................................................................... 46 РЕКТАЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ....................................... 47 Ректальные суппозитории ................................................................................ 48 Ректальные капсулы .......................................................................................... 52 Ректальные мази ................................................................................................ 56 Ректальные клизмы ........................................................................................... 59 Ректальные тампоны ......................................................................................... 61 Ректиоли ............................................................................................................. 62 Вопросы для самоподготовки .......................................................................... 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 64 3
Стр.3
быстрее, чем у взрослого человека, имеется различие в гидратации тканей. В организме ребенка меньше жира, в нервной ткани меньше липидов, поэтому жирорастворимые вещества у детей в меньшей степени накапливаются и задерживаются в тканях. Кислотность желудочного сока новорожденного в несколько раз выше, чем у взрослого. Метаболизм лекарственных веществ также отличается от такового у взрослых как в качественном, так и в количественном отношении. Метаболиты веществ также необычны. У новорожденного уровень клубочковой фильтрации ниже, чем у взрослых, поэтому большинство лекарственных веществ, выводимых с помощью фильтрации в клубочках, исчезает из организма значительно медленнее. Отсюда возникает опасность кумуляции и развития побочных реакций. Кроме того, организм новорожденного, в силу того, что в первое время жизни оказывается не полностью сформированным, очень чувствителен к микроорганизмам, которые могут находиться и в лекарственных препаратах. Микробная контаминация лекарственных форм делает их чрезвычайно опасными для организма в отношении развития инфекции. Кроме того, возможна пирогенная реакция организма в ответ на введение лекарственных веществ, обсемененных микроорганизмами. Опасно и то, что микроорганизмы могут изменить физические, химические и органолептические свойства лекарственного препарата, в частности, может происходить химическое изменение лекарственного вещества, содержащегося в препарате, а иногда и превращение его в токсический продукт. Все это весьма опасно для организма новорожденного, защитная реакция которого ниже, чем у взрослого, так как некоторые системы организма заканчивают свое развитие в постнатальном периоде. Новорожденные дети, особенно недоношенные, в течение ближайших нескольких недель и месяцев проявляют высокую чувствительность к алкалоидам опия, апоморфину, левомицетину, сульфаниламидным препаратам, водорастворимым аналогам филлохинонов, метгемоглобинобразующим веществам и др. Согласно Государственной Фармакопее СССР (X издание), детям до 2 лет нельзя назначать препараты опия, до 1 года – кофеин, морфин, амнопон, теофиллин, стрихнин и др., до 6 месяцев – папаверин, кодеин фосфат, эметин, галантамин, детям до 3–4 лет спиртовой раствор йода внутрь. Особенно опасно назначение ототоксических и нефротоксических антибиотиков (стрептомицин, канамицин, неомицин) детям в возрасте до 1 года. Следует избегать использования левомицетина у детей раннего возраста. Этот антибиотик даже в терапевтических дозах может привести к значительной интоксикации. Противопоказанным является назначение новорожденным сульфаниламидов, салицилатов, ацетилсалициловой кислоты, хинина, кофеинбензоата натрия. 6
Стр.6
Следует постоянно считаться и с повышенной проницаемостью мембран новорожденных детей, в частности кожи, капилляров, гематоэнцефалического барьера, что способствует более быстрому, чем у взрослых, всасыванию лекарственных средств. Необходимо с осторожностью применять даже местно ментол, калия перманганат, деготь и другие средства. В связи с высокой чувствительностью щитовидной железы к йоду назначение (наружно) даже слабых растворов его может привести к возникновению зоба. По завершении периода новорожденности еще долго сохраняются указанные особенности реакции детского организма на лекарства, в том числе и большая вариабельность чувствительности к ним. Эффект возраста среди прочих физиологических факторов весьма существенно сказывается на фармакокинетике лекарственных средств. Для каждого периода онтогенеза характерны особое течение метаболических процессов в различных тканях и разная реактивность в отношении применяемых лекарственных препаратов. У детей, особенно новорожденных, всасывание лекарств из желудка происходит достаточно интенсивно, что связано с особенностями структуры слизистой оболочки. В современных условиях наиболее вероятными путями решения проблемы детских лекарственных препаратов являются: максимальное использование перорального способа введения, посредством создания корригированных и забуференных жидких лекарственных форм; более широкое внедрение ректальных лекарственных форм. Изучение детской рецептуры показало, что наиболее распространенными являются жидкие лекарственные формы, что объясняется как биофармацевтическими аспектами (равномерность и скорость всасывания), так и удобством, безболезненностью и безопасностью применения. Широко применяют растворы, настои, отвары, эмульсии, суспензии. Применение эмульсий и суспензий позволяет маскировать вкус, запах лекарств, снижать раздражающее действие некоторых лекарственных веществ. Жидкие лекарственные формы для внутреннего и наружного применения представляют большую опасность в отношении микробной контаминации. Особенности дозирования лекарств у детей При назначении лекарств и выписывании дозировок учитываются все особенности детского организма. Вообще проблема дозирования является сложной как для врачей, так и для фармацевтов. В настоящее время предложено несколько схем для определения дозы. Методы расчета дозировок, в основном, двух направлений: 1. Эмпирическая установка дозы – необходимая доза устанавливается для различных возрастных групп на опытной основе (экспериментально). 2. Методы, основанные на пересчете доз для взрослых: – с помощью эмпирических коэффициентов; – с помощью специальных формул. 7
Стр.7
1. Эмпирический метод дозировки – с помощью этого метода для различных возрастных групп детей устанавливаются дозы важнейших ЛП. Здесь трудность заключается в том, что разные авторы по разному определяют сами возрастные группы. Недостатком этого метода является и то, что врачу очень трудно держать в памяти массу данных относительно дозировок лекарств для каждой отдельной возрастной группы. 2. Метод, основанный на пересчете доз, предназначенных для взрослых. Преимущество в том, что можно исходить из хорошо известной дозы для взрослого. Трудность в том, чтобы найти простой метод пересчета. Для этого: дозу. а) существуют эмпирические числа, на которые умножают взрослую У детей с избытком или недостатком массы тела доза рассчитывается индивидуально на основе дозис фактора: с этой целью доза для взрослого пересчитывается на кг\массы тела, а затем умножается на дозис фактор, соответствующий возрасту ребенка и на массу тела в кг. возраст в годах 0–1 1–6 6–10 10–12 дозис фактор 1,8 1,6 1,4 1,2 Пример расчета: доза фенацетина для взрослого – 0,5, масса тела – 70 кг, на 1 кг – 0,0071. Для ребенка 1 года дозис фактор 1,8, масса тела 10 кг. Доза на 1 кг = 0,0071 Ч 1,8 = 0,01278. Суммарная доза 0,01278 Ч 10 = = 0,13 (г)[8]. У детей, особенно первых недель, месяцев жизни, кинетика лекарств и их эффективность весьма отличаются от таковых у взрослых. Одни лекарства хуже всасываются (витамины Е, А и пр.), другие (теофиллин)– лучше, чем у взрослых; одни мало инактивируются в организме (левомицетин), другие активнее (салицилаты, парацетамол); одни элиминируют медленнее (тетрациклины, мочевина), другие – быстро достигают скорости у взрослых (пенициллины); на одни реакция слабее, а на другие не отличается от таковой у взрослых. Например, в растущем организме катаболические реакции на глюкокортикоиды проявляются в большей степени, стероидные анаболизанты интенсивнее нарушают развитие половой сферы, чем у взрослых, но ганглиоблокаторы мало влияют на уровень артериального давления у детей до 3 лет, хотя в более старшем возрасте значительно снижают его. Морфин легко угнетает дыхательный центр грудного ребенка, а в действии γ-оксимасляной кислоты (ГОМК) такого эффекта не отмечается. Норадреналин и 8
Стр.8