, Редакция руководствовалась соображениями дать
читателю сведения о новом журнале "Леф", причем с восторженными местами, часто повторяющимися в
отзыве С. Буданцева <...> , Редакция не согласна и обещает посвятить данному журналу специальную статью. <...> Госиздат, отв. редактор В. В. Маяковский) -- явление в достаточной степени значительное, хотя бы
потому, что вокруг него разыгрались оживленные споры. <...> На его могучем даровании та изнурительная
работа в Роста, в газетах, в журналах и журнальчиках, та поистине гигантская ежедневная работа, которая
некоторым искренно любящим поэта казалась жертвой революции и коммунизму, отразилась только
благотворно. <...> Такого овладения темой, такой мощи дыхания, такой меткости слова и выверенности образа
мы не наблюдали и в прежних лучших видах Маяковского. <...> Несомненно работа на широкое потребление,
на пролетарскую аудиторию пошла Маяковскому впрок, ибо и сложнейшая фабула -- живая демонстрация
изумительного поэтического диапазона -- организована и преподана читателю в формах поистине
классических, для всякого непредубежденного читателя понятнейших и экономных. <...> Маяковский после
"человека-вещь" вновь обращается к теме о любви. <...> Мы не возьмемся пересказывать поэму: бесплодный и
долгий труд развертывать здесь прозаическое суконцо. <...> Никогда Маяковский не был так, исходя из узкой
лирической темы, "общественен". <...> Вся поэма -- сплошной вопль против нэповского мещанства и против
мещанства старого, еще не изжитого. <...> Раньше жили своими домками,
А теперь живете своим домкомом, - говорит поэт. <...> Сплошным проклятьем домкам и "домкомам", оградившим живучую бытовую косность жизни,
гремит поэма. <...> В прежнее время Маяковский ошеломлял читателя пространственной гиперболой. <...> Его
художественный глаз, презирая масштабы действительности, пересоздает видимый мир по образу и
подобию современного города, где жилище человека вырастает выше гор и тонкое железо радиомачт
чешет недосягаемые облака. <...> Иногда <...>
Литературные_письма.pdf
С. Буданцев
Литературные письма
<"Про это" В. Маяковского>
Текст издания: Зори (Н. Новгород). 1923. No 4. 1 июня. С. 23--24.
Источник: В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева. -СПб.:
РХГА, 2006. (Русский Путь).
OCR Бычков М. Н.
От редакции
Помещая настоящее письмо С. Буданцева, Редакция руководствовалась соображениями дать
читателю сведения о новом журнале "Леф", причем с восторженными местами, часто повторяющимися в
отзыве С. Буданцева, Редакция не согласна и обещает посвятить данному журналу специальную статью.
1
Выход журнала "Леф" ("Журнал левого фронта искусств", No 1, март 1923 г., Москва, Изд.
Госиздат, отв. редактор В. В. Маяковский) -- явление в достаточной степени значительное, хотя бы
потому, что вокруг него разыгрались оживленные споры. <...>
2
Чудесную поэму "Про это" написал В. Маяковский. На его могучем даровании та изнурительная
работа в Роста, в газетах, в журналах и журнальчиках, та поистине гигантская ежедневная работа, которая
некоторым искренно любящим поэта казалась жертвой революции и коммунизму, отразилась только
благотворно. Такого овладения темой, такой мощи дыхания, такой меткости слова и выверенности образа
мы не наблюдали и в прежних лучших видах Маяковского. Несомненно работа на широкое потребление,
на пролетарскую аудиторию пошла Маяковскому впрок, ибо и сложнейшая фабула -- живая демонстрация
изумительного поэтического диапазона -- организована и преподана читателю в формах поистине
классических, для всякого непредубежденного читателя понятнейших и экономных. Маяковский после
"человека-вещь" вновь обращается к теме о любви. Мы не возьмемся пересказывать поэму: бесплодный и
долгий труд развертывать здесь прозаическое суконцо. Никогда Маяковский не был так, исходя из узкой
лирической темы, "общественен". Вся поэма -- сплошной вопль против нэповского мещанства и против
мещанства старого, еще не изжитого.
Раньше жили своими домками,
А теперь живете своим домкомом, -говорит
поэт.
Сплошным проклятьем домкам и "домкомам", оградившим живучую бытовую косность жизни,
гремит поэма.
В прежнее время Маяковский ошеломлял читателя пространственной гиперболой. Его
художественный глаз, презирая масштабы действительности, пересоздает видимый мир по образу и
подобию современного города, где жилище человека вырастает выше гор и тонкое железо радиомачт
чешет недосягаемые облака. Иногда в Маяковском побеждал живописец и тогда внутренние
противоречия живописной (пространственной) и литературной (временной) форм проступали,
объективируясь в читателе как пресыщение, как утомление этими гиперболами (см. "Пятый
Интернационал"). В последней поэме Маяковский -- нов. Он подает такие сгустки времени, так связывает
Стр.1