Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Нечто о критике

0   0
Первый авторБрусилов Николай Петрович
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID3095
Кому рекомендованоКритика
Брусилов, Н.П. Нечто о критике : Статья / Н.П. Брусилов .— : [Б.и.], 1805 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3095 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Брусилов Нечто о критике Литературная критика 1800--1820-х годов. <...> Критика многих устрашает -- хотя и правда, что она мало научает нас писать и что гораздо сильнее действуют образцы и примеры, хотя правда и то, что хорошая, книга есть самая лучшая критика на дурные книги1, однако ж критика нужна для успехов словесности -- ибо она более всего очищает и усовершенствует вкус. <...> Но должно признаться, чтобы решить участь книги и славу сочинителя, надобно быть Квинтилианом или Лагарпом. <...> Критики, помещаемые у нас в журналах, иногда наполнены одними насмешками -- есть однако ж из них и такие, которые дают сочинителю истинные уроки словесности. <...> В число сих включить можно некоторые критики "Московского журнала" и некоторые, помещенные в "Северном вестнике", как то: рассмотрение поэмы "Петр Великий" и рассмотрение рецензий "Московского Меркурия"; мы не знаем, кто писал их; но признательно сказать должно, что они из лучших на нашем языке и писаны так, как должна быть писана критика, имеющая благонамеренную цель2. <...> Колкости и насмешки приличны в комедиях, где шутят на общий счет; но критика относится на одно лицо, иногда известное публике, следовательно, колкости в критике столь же неизвинительны и так же не могут быть терпимы, как и личные комедии. <...> Квинтилиан, Лонгин3, Лагарп, Вольтер критиковали справедливо; но без всякой обиды сочинителю, цель их критики - была отдавать должную цену хорошим писателям и исправлять дурных, дать сим последним уроки, но не оскорбить, не ожесточить их -- они говорили как учители, и мы счастливы были бы, если бы наши критики старались им подражать. <...> Хотя Вольтер и вольнее других в своей критике, хотя и позволяет себе иногда колкие шутки, но они извинительны, ибо относятся не на лицо сочинителя, а на его сочинение. <...> Сам Вольтер говорит, что "сатирики ограничиваются одними только шутками, острым словцом, колкостию; но что тот, кто хочет научиться или научить других, должен все разбирать и исследовать с величайшею <...>
Нечто_о_критике.pdf
H. П. Брусилов Нечто о критике Литературная критика 1800--1820-х годов. / Составитель, примеч. и подготовка текста Л. Г. Фризмана. --М.: "Художественная литература", 1980. OCR Бычков М. Н. Критика многих устрашает -- хотя и правда, что она мало научает нас писать и что гораздо сильнее действуют образцы и примеры, хотя правда и то, что хорошая, книга есть самая лучшая критика на дурные книги1, однако ж критика нужна для успехов словесности -- ибо она более всего очищает и усовершенствует вкус. Но должно признаться, чтобы решить участь книги и славу сочинителя, надобно быть Квинтилианом или Лагарпом. Критики, помещаемые у нас в журналах, иногда наполнены одними насмешками -- есть однако ж из них и такие, которые дают сочинителю истинные уроки словесности. В число сих включить можно некоторые критики "Московского журнала" и некоторые, помещенные в "Северном вестнике", как то: рассмотрение поэмы "Петр Великий" и рассмотрение рецензий "Московского Меркурия"; мы не знаем, кто писал их; но признательно сказать должно, что они из лучших на нашем языке и писаны так, как должна быть писана критика, имеющая благонамеренную цель2. Она должна быть недвусмысленна, ясна и благопристойна. Колкости и насмешки приличны в комедиях, где шутят на общий счет; но критика относится на одно лицо, иногда известное публике, следовательно, колкости в критике столь же неизвинительны и так же не могут быть терпимы, как и личные комедии. Квинтилиан, Лонгин3, Лагарп, Вольтер критиковали справедливо; но без всякой обиды сочинителю, цель их критики - была отдавать должную цену хорошим писателям и исправлять дурных, дать сим последним уроки, но не оскорбить, не ожесточить их -- они говорили как учители, и мы счастливы были бы, если бы наши критики старались им подражать. Хотя Вольтер и вольнее других в своей критике, хотя и позволяет себе иногда колкие шутки, но они извинительны, ибо относятся не на лицо сочинителя, а на его сочинение. Сам Вольтер говорит, что "сатирики ограничиваются одними только шутками, острым словцом, колкостию; но что тот, кто хочет научиться или научить других, должен все разбирать и исследовать с величайшею осмотрительностию"4. Первое достоинство критики есть беспристрастие, без оного и самый талант послужит только к большему заблуждению. Огорчить человека легко -- сказать, что книга никуда не годится и того легче; но сего ли требуется от рецензента? Прочесть книгу не один раз, понять цель сочинителя, разобрать оную со всевозможным беспристрастием, показать не одни недостатки, но и совершенства оной, ибо редкая книга может быть дурна и бесполезна во всех отношениях, делать приговор не решительный, но справедливый, употреблять выражения не колкие, но приличные, не смеяться ни на счет сочинителя, ни на счет его книги; но говорить истину, повторим еще раз, что прочесть книгу всю, а не раскрывать только ее неудачу -- и помнить, что лучше одну рассмотреть со вниманием, нежели о ста книгах сказать мнение слегка. -- Вот правила благоразумной критики, которым может быть не все следуют. Иногда злоречие почитается за остроумную критику. "Tout faiseur de journal doit tribut au malin" {"Всякий газетчик платит дань лукавому [дьяволу]" (фр.).-- Ред.}, сказал Лафонтен5. Вольтер заметил, что лучше платить дань справедливости и здравому рассудку6. В сих словах Вольтера заключаются главнейшие правила критики. Комментарии Н. П. БРУСИЛОВ Николай Петрович Брусилов (1782--1849) -- писатель и журналист, автор повестей в духе
Стр.1