Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Читаем вместе. Навигатор в мире книг  / №2 2009

Если бы Бога не было... (25,00 руб.)

0   0
Первый авторДушенко
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц1
ID305580
АннотацияТема Бога в цитатах.
УДК81'37
Душенко, К. Если бы Бога не было... / К. Душенко // Читаем вместе. Навигатор в мире книг .— 2009 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/305580 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ЦИТАТ Если бы Бога не было… <...> Иван Дмитрич Громов, один из пациентов чеховской ´Палаты № 6ª, замечает: ´У Достоевского или у Вольтера ктото говорит, что если бы не было Бога, то его выдумали бы людиª. <...> Поправим пациента Громова: фразу можно найти и у Достоевского, и у Вольтера. <...> Видишь, голубчик, с говорит Иван Карамазов брату Алеше, с был один старый грешник в восемнадцатом столетии, который изрек, что если бы не было Бога, то следовало бы его выдумать, s'il n'existait pas Dieu, il faudrait l'inventerª. <...> Изречение ´старого грешникаª порусски всегда цитируется в прозе, хотя в оригинале это стихотворная строка: ´СЛУЧИСЬ, ЧТО БОГА НЕТ, ЕГО Б ПРИШЛОСЬ СОЗДАТЬª (или, точнее, ´изобрестиª). то – стих из вольтеровского «Послания к автору новой книги о трех обманщиках» (1769). <...> Анонимная книга с таким названием появилась во Франции годом ранее, а под обманщиками имелись в виду Моисей, Иисус и Магомет – основатели трех великих религий. <...> Фраза стала крылатой благодаря Вольтеру, однако «старому грешнику» принадлежало лишь ее стихотворное оформление. <...> Саму же мысль о необходимости создания Бога Вольтер позаимствовал у архиепископа Кентерберийского Джона Тиллотсона (1630– 1694). <...> В его 93-й проповеди, опубликованной посмертно, говорилось: «Существование Бога настолько удобно, настолько полезно, настолько необходимо для счастья человечества, что (как превосходно заметил Туллий), если бы существование Бога не было необходимо само по себе, его, если позволено так выразиться, следовало бы создать ради пользы и блага людей». <...> Архиепископ – то ли по недосмотру, то ли намеренно, – неверно процитировал цицеронов трактат «О природе богов». <...> По Цицерону, доводы стоиков таковы, что «порой кажется, будто боги бессмертные все устроили на потребу людям». <...> Убеждение в необходимости Бога «ради пользы и блага людей» разделяли не только глава англиканской церкви Тиллотсон и пламенный антицерковник Вольтер. <...> Точно так же думал Максимилиан Робеспьер <...>