МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ АГРОБИЗНЕСА И ЭКОЛОГИИ Кафедра агроэкологии и охраны окружающей среды УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по выполнению научных исследований и написанию отчета о НИР для аспирантов по направлению подготовки 03.02.08 «Экология» Орел, 2015 1 Учебно-методическое пособие по выполнению научных исследований и написанию отчета о НИР для аспирантов по направлению подготовки 03.02.08 «Экология» Печатается по решению методической комиссии факультета агробизнеса и экологии (протокол № 5 от 29.01.2015) и методического совета ФГБОУ ВПО Орел ГАУ (протокол № 5 от 18.02.2015). <...> …….4 Задачи и организация научно-исследовательской работы (НИР)……5 Методы научного исследования и их классификация………. <...> 76 Общие положения Научно-исследовательская работа – вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных аспирантами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранному направлению подготовки, подготовку к будущей профессиональной деятельности. <...> Аспиранты, не выполнившие без уважительной причины требо4 вания программы научно-исследовательской работы, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением об аттестации аспирантов и порядке ликвидации академической задолженности в Орел ГАУ. <...> Задачи и организация научно-исследовательской работы (НИР) В процессе выполнения НИР аспиранты должны: совершенствовать навыки по методике опытного дела, полевых и лабораторных исследований, а также по умению правильно обрабатывать и анализировать результаты исследований; закрепить и расширить знания по технологии возделывания основных видов сельскохозяйственных растений и их агробиологическим особенностям в процессе роста и развития; совершенствовать <...>
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ_ПОСОБИЕ_по_выполнению_научных_исследований_и_напи-санию_отчета_о_НИР_для_аспирантов_по_на-правлению_подготовки_03.02.08_«Экология».pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ АГРОБИЗНЕСА И ЭКОЛОГИИ
Кафедра агроэкологии и охраны окружающей среды
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по выполнению научных исследований и
написанию отчета о НИР
для аспирантов по направлению подготовки
03.02.08 «Экология»
Орел, 2015
1
Стр.1
Учебно-методическое пособие по выполнению научных исследований
и написанию отчета о НИР для аспирантов по направлению подготовки
03.02.08 «Экология»
Печатается по решению методической комиссии факультета агробизнеса
и экологии (протокол № 5 от 29.01.2015) и методического совета
ФГБОУ ВПО Орел ГАУ (протокол № 5 от 18.02.2015).
Рецензенты – доктор с.-х. наук, профессор Орел ГАУ Н.А. Лопачев;
канд. с.-х. наук, доцент ОГУ Н.Н. Кондакова
Составители:
доктор с.-х. наук, профессор А.Г. Гурин;
кандидат с.-х. наук, старший научный сотрудник С.В. Резвякова.
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление………………………………………………………….……...3
Общие положения………………………………………………….……...4
Задачи и организация научно-исследовательской работы (НИР)……5
Методы научного исследования и их классификация……….…5
Содержание НИР………………………………………………….………14
Ход научного исследования можно представить в виде следующей
общей схемы …………………………………………………………..…18
Критерии выделения сезонов……………………………………….....21
Ведение документации опыта…………………………………………...23
Структура отчета…………………………………………………...…….25
Общие требования к оформлению отчета………………………………27
Критерии качества отчета по НИР…………………………………..….32
Права и обязанности научного руководителя и аспиранта……….….33
Рекомендации по написанию научной статьи по итогам НИР………..35
Рекомендации по подготовке презентаций…………………….……….39
Основные понятия научно-исследовательской работы……………....41
Приложение 1. Методическая программа научно-исследовательской
работы………………………………………………………………….….44
Приложение 2. Форма титульного листа журнала………………..…..45
Приложение 3. Оформление титульного листа отчета о
НИР………………………………………………………………….….…46
Приложение 4. ГОСТ 7.32-2001.
(ОТЧЕТ О НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЕ СТРУКТУРА И ПРАВИЛА
ОФОРМЛЕНИЯ)…………………………………………………....……47
Приложение 5 (справочное). Правила и примеры оформления библиографических
ссылок…………………………………………...................73
Приложение 6 (справочное). Примеры библиографических записей
документов в списке литературы……………………………………….76
Стр.3
Общие положения
Научно-исследовательская работа – вид учебной работы,
направленный на расширение и закрепление теоретических и практических
знаний, полученных аспирантами в процессе обучения, приобретение
и совершенствование практических навыков по избранному
направлению подготовки, подготовку к будущей профессиональной
деятельности.
Цели научно-исследовательской работы:
• формирование и развитие профессиональных знаний в сфере
избранной специальности, закрепление полученных теоретических
знаний по дисциплинам направления и специальным дисциплинам
аспирантской программы;
• овладение необходимыми профессиональными компетенциями
по избранному направлению специализированной подготовки;
• сбор фактического материала для подготовки выпускной квалификационной
работы (диссертации).
Научно-исследовательская работа проводится аспирантами на
протяжении всего периода обучения в аспирантуре. Организация
научно-исследовательской работы направлена на обеспечение непрерывности
и последовательности овладения аспирантами навыками и
умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
к уровню подготовки выпускника. Выбор места научноисследовательской
работы и содержания работ определяется необходимостью
ознакомления аспиранта с деятельностью предприятий, организаций,
научных учреждений, осуществляющих работы и проводящих
исследования по направлению избранной аспирантской программы.
Исследования проводятся в соответствии с программой научноисследовательской
работы аспирантов, утвержденной на кафедре и
индивидуальной программой, составленной аспирантом совместно с
научным руководителем. Примерный образец индивидуальной программы
научных исследований приведен в приложении 2.
Руководство научно-исследовательской работой по программе
специализированной подготовки аспирантов осуществляет научный
руководитель. Результаты научно-исследовательской работы оцениваются
руководителем на основе отчета, составляемого аспирантом, и
характеристики из организации, в которой выполнялись исследования.
В характеристике должны быть: полное название организации,
основные направления деятельности аспиранта, оценка его деятельности,
печать и подпись руководителя организации.
Аспиранты, не выполнившие без уважительной причины требо4
Стр.4
вания программы научно-исследовательской работы, отчисляются из
университета как имеющие академическую задолженность в порядке,
предусмотренном Уставом университета и Положением об аттестации
аспирантов и порядке ликвидации академической задолженности в
Орел ГАУ.
Задачи и организация научно-исследовательской работы (НИР)
В процессе выполнения НИР аспиранты должны:
совершенствовать навыки по методике опытного дела, полевых
и лабораторных исследований, а также по умению правильно
обрабатывать и анализировать результаты исследований;
закрепить и расширить знания по технологии возделывания основных
видов сельскохозяйственных растений и их агробиологическим
особенностям в процессе роста и развития;
совершенствовать навыки в разработке системы агротехнических
мероприятий, обеспечивающих устойчивость растений к неблагоприятным
природно-антропогенным факторам и получение высоких
и стабильных урожаев сельскохозяйственных культур с
наименьшими затратами труда и средств.
Методы научного исследования и их классификация
В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют
три уровня:
- методы эмпирического исследования;
- методы теоретического познания;
- общелогические методы и приемы исследования.
Методы эмпирического исследования
Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов,
опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения
мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания,
но и - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и
отношениях.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным
различными приборами и другими техническими устройствами. По
мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным.
Основные требования к научному наблюдению:
- однозначность замысла (что именно наблюдается);
5
Стр.5