Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» М.В. Кузьмина, В.Н. Емелин ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ Пенза 2015 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» М.В. Кузьмина, В.Н. Емелин ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ Учебное пособие для студентов, занимающихся в специальной медицинской группе, обучающихся по направлениям подготовки: 35.03.01 «Лесное дело», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» 35.03.07 «Технология производства и переработки с.-х. продукции» 36.03.02 «Зоотехния» 35.03.06 «Агроинженерия» 23.03.03 «Эксплуатация транспортнотехнических машин и комплексов» 38.03.01 «Экономика» 38.03.02 Менеджмент» Пенза 2015 2 УДК 796 (075) ББК 75 (Я 7) К 89 Рецензент – А.Н. Иванов, заведующий кафедрой ТиМСД ПГУ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта. <...> Печатается по решению методического совета технологического факультета Пензенской ГСХА от 15 сентября 2014 года, протокол № 1. <...> Кузьмина, Марина Владимировна К 89 Физическая культура студентов, занимающихся в специальной медицинской группе: учебное пособие / М.В. Кузьмина, В.Н. Емелин. <...> © ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», 2015 © М.В. Кузьмина, В.Н. Емелин, 2015 3 ВВЕДЕНИЕ Здоровье студента является необходимым условием для учебы в высшем учебном заведении и, следовательно, высокой профессиональной пригодности. <...> Одной из главных проблем в вузах при обучении по программе «Физическая культура» были и остаются сложности работ со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). <...> Давно доказано, что потребность в движении – непременное условие нормального развития, укрепления здоровья человека, формирования его правильной осанки и овладения основными двигательными навыками. <...> Особое значение физическая культура <...>
ФИЗИЧЕСКАЯ_КУЛЬТУРА_СТУДЕНТОВ,_ЗАНИМАЮЩИХСЯ_В_СПЕЦИАЛЬНОЙ_МЕДИЦИНСКОЙ_ГРУППЕ.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
М.В. Кузьмина, В.Н. Емелин
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Пенза 2015
Стр.1
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
М.В. Кузьмина, В.Н. Емелин
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Учебное пособие
для студентов, занимающихся в специальной медицинской
группе, обучающихся по направлениям подготовки:
35.03.01 «Лесное дело», 35.03.04 «Агрономия»,
35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»
21.03.02 «Землеустройство и кадастры»
35.03.07 «Технология производства и
переработки с.-х. продукции»
36.03.02 «Зоотехния»
35.03.06 «Агроинженерия»
23.03.03 «Эксплуатация транспортнотехнических
машин и комплексов»
38.03.01 «Экономика»
38.03.02 Менеджмент»
Пенза 2015
2
Стр.2
УДК 796 (075)
ББК 75 (Я 7)
К 89
Рецензент – А.Н. Иванов, заведующий кафедрой ТиМСД
ПГУ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического
воспитания и спорта.
Печатается по решению методического совета технологического
факультета Пензенской ГСХА от 15 сентября 2014 года,
протокол № 1.
Кузьмина, Марина Владимировна
К 89 Физическая культура студентов, занимающихся в специальной
медицинской группе: учебное пособие / М.В. Кузьмина,
В.Н. Емелин. – Пенза: РИО ПГСХА, 2015. – 38 с.
Данное пособие раскрывает основные организационно – методические
и педагогические основы занятий оздоровительной
направленности по физической культуре со студентами с ослабленным
здоровье, что, несомненно, является в настоящее время
актуальным.
© ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», 2015
© М.В. Кузьмина, В.Н. Емелин, 2015
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 4
1 Значение, задачи и организация работы по физическому
воспитанию студентов специальных медицинских групп ................. 6
2 Роль физического воспитания в укреплении здоровья и
жизнедеятельности студента ................................................................. 8
3 Особенности методики занятий по физическому воспитанию в
различных учебных отделениях ......................................................... .10
4 Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в
состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре .............. 13
5 Особенности методики оздоровительной физкультуры,
обусловленные клиническим диагнозом ослабленных студентов . 15
5.1 Сердечно-сосудистая система ....................................................... 15
5.2 Нейроциркуляторная дистония ..................................................... 15
5.3 Артериальная гипертензия ............................................................ 17
5.4 Миопия ............................................................................................. 17
5.5 Ожирение ......................................................................................... 19
5.6 Бронхолегочная патология ............................................................ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................... 35
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................... 36
37
Стр.37