Валерий Брюсов. <...> Семь земных соблазнов
Роман из будущей жизни
От автора
Весьма трудно определить эпоху, в которую происходят описываемые мною
события. <...> Многие стороны жизни представляют, по-видимому, культуру, стоящую
на более высокой ступени, нежели современная. <...> Затем следовал период нового, многовекового развития,
в результате которого человечество достигло вновь приблизительно того же
уровня внешней культуры, на котором оно стоит в наши дни. <...> Во всяком случае мы встречаем в романе мир, стоящий на высокой
ступени внешней культуры, но таящий в своем организме губительные язвы,
грозящие самому его существованию. <...> Визг электрических дорог, хрипение и грохот
моторов, стук лошадиных копыт, щелканье бичей, выкрики газетчиков
и
продавцов сливались с тысячеустым говором народа в один грозный, не лишенный
гармонии, гул. <...> Будьте мудры; как змии", - вспомнилось мне древнее изречение, и
я подумал, что прежде всего должно мне смешаться с
этим
городом,
раствориться в нем, стать "как все". <...> Голос у него был сиплый и неприятный. <...> Итак, позвольте представиться; старый Тобби, - так зовут
меня все приятели, а впрочем, и неприятели. <...> Я ныне - старый Тобби, и ничего больше, но
когда-то меня знали под другим именем, и звучало оно по-другому, и
произносили люди его иначе. <...> - Знаю: человек очень богатый, владелец одного из величайших в мире
банков. <...> Он может купить всю Европу, и у него останется
достаточно денег, чтобы построить себе дворец на вершине Монблана и
содержать двор в тысячу человек! <...> Питер Варстрем - король мира, потому что
правительства всех стран - его должники и готовы повиноваться его малейшему
жесту. <...> Не может племянник Питера Варстрема сидеть в трактире
"Синей Сирены" и пить вино, которым его угощает старый Тобби! <...> Я точно племянник того человека, которого вы величаете королем
мира. <...> Но действительно, в то время, как он властвовал <...>
Семь_земных_соблазнов.pdf
Валерий Брюсов. Семь земных соблазнов
Роман из будущей жизни
От автора
Весьма трудно определить эпоху, в которую происходят описываемые мною
события. Многие стороны жизни представляют, по-видимому, культуру, стоящую
на более высокой ступени, нежели современная. Другие явления, напротив,
указывают на низший уровень развития человечества. Кроме того, общая картина
жизни той эпохи ни в каком случае не соответствует тем формам, в какие она
должна отлиться, если будет продолжаться последовательное развитие тех
начал, на которых зиждется наша "европейская" цивилизация. Приходится
предположить, что между эпохой, изображенной в романе, и современной
произошла какая-то страшная катастрофа, аналогичная той, которая уничтожила
античную цивилизацию. Затем следовал период нового, многовекового развития,
в результате которого человечество достигло вновь приблизительно того же
уровня внешней культуры, на котором оно стоит в наши дни. Вновь, частью как
следствие новых изобретений и открытий, частью под влиянием сохранившихся
сведений о славном прошлом, были найдены и возобновлены все те
приспособления и ухищрения, которые составляют характерную особенность быта
цивилизованных народов XX века. Вновь возникли многомиллионные города с
домами-небоскребами, электрический свет вновь залил их улицы и их жилища,
вновь пересекли всю землю рельсы железных дорог, вновь зашумели по всем
путям автомобили, а в воздухе показались вновь дирижабли и аэропланы, страны
соединились вновь телеграфами и телефонами, быстроходные стимеры возобновили
свои рейсы через океаны, и скоропечатные машины по-прежнему стали
выбрасывать в миллионах экземпляров газетные листы. Согласно с этим опять
заработали биржи и парламенты, напряженная умственная жизнь возродилась в
университетах и в различных научных институтах, опять встали перед людьми
все тягостные вопросы современности, в
том числе вопрос об организации
труда; и строение общества, сходное с тем, какое мы наблюдаем в наше время,
привело к тем же решениям этого вопроса, какие предлагаются и современными
нам теоретиками... Впрочем, аналогию эту не должно проводить слишком далеко,
так как мы видим, что во многих отношениях эпоха, изображенная в романе,
резко отличается от нашей современности, что многое в ней организовано на
иных началах и что к разрешению многих задач она подходит по иным путям,
нежели мы. Во всяком случае мы встречаем в романе мир, стоящий на высокой
ступени внешней культуры, но таящий в своем организме губительные язвы,
грозящие самому его существованию.
В. Б.
из первой части
Богатство
Из главы первой
...В Столицу приехал я поздно вечером. После мрака и однообразия
бесконечного тоннеля, по которому подземная железная дорога пробегает
восьмую часть земной параллели, огни и движение главной станции, ее сутолка,
гул и блеск меня ошеломили. Пятнадцать часов я просидел неподвижно, ни с кем
не обменявшись ни единым словом, и, встав с дивана, первую минуту не мог ни
действовать, ни мыслить: словно все пружины моего существа заржавели и
окостенели.
Машинально, двигаясь за людьми, я поднялся, неся в одной руке свой
скромный чемодан, на поверхность земли, вышел на подъезд Большого вокзала и
Стр.1