Валерий Брюсов
Огненный ангел
Scan, OCR, SpellCheck: Novice, 11.02.2006
Предисловие к русскому изданию
Автор "Повести" в своём Предисловии сам рассказывает свою жизнь. Он родился в начале 1505 г.
(по его счёту в конце 1504 г.) в Трирском архиепископстве, учился в Кёльнском университете, но курса не
кончил, пополнил своё образование беспорядочным чтением, преимущественно сочинений гуманистов,
потом поступил на военную службу, участвовал в походе в Италию 1527 г., побывал в Испании, наконец,
перебрался в Америку, где и провёл последние пять лет, предшествовавшие событиям, рассказанным в
"Повести". Самое действие "Повести" обнимает время с августа 1534 по осень 1535 года.
Автор говорит (гл. XVI), что он писал свою повесть непосредственно после пережитых событий.
Действительно, хотя уже с самых первых страниц он делает намёки на происшествия всего следующего
года, из "Повести" не видно, чтобы автор знаком был с событиями более поздними. Он, например, ничего
ещё не знает об исходе Мюнстерского восстания (Мюнстер взят приступом в июне 1535 г.), о котором
поминает дважды (гл. III и XIII), и говорит об Ульрихе Цазии (гл. XII) как о человеке живом (ум. 1535 г.).
Сообразно с этим тон рассказа, хотя в общем и спокоен, так как автор передаёт события, уже отошедшие
от него в прошлое, местами всё же одушевлён страстью, так как прошлое это ещё слишком близко от
него.
Неоднократно автор заявляет, что он намерен писать одну правду (Предисловие, гл. IV, гл. V и
др.). Что автор действительно стремился к этому, доказывается тем, что мы не находим в "Повести"
анахронизмов, и тем, что его изображение личностей исторических соответствует историческим данным.
Так, переданные нам автором "Повести" речи Агриппы и Иоганна Вейера (гл. VI) соответствуют идеям,
выраженным этими писателями в их сочинениях, а изображённый им образ Фауста (гл. XI - XIII)
довольно близко напоминает того Фауста, какого рисует нам его старейшее жизнеописание (написанное
И. Шписсом и изданное в 1587 г.). Но, конечно, при всём добром желании автора, его изложение всё же
остается субъективным, как и все мемуары. Мы должны помнить, что он рассказывает события так, как
они ему представлялись, что, по всем вероятиям, отличалось от того, как они происходили в
действительности. Не мог избежать автор и мелких противоречий в своём длинном рассказе, вызванных
естественной забывчивостью.
Автор говорит с гордостью (Предисловие), что, по образованию, не почитает себя ничем ниже
"гордящихся двойным и тройным докторатом". Действительно, на протяжении "Повести" разбросано
множество свидетельств разносторонних знаний автора, который, согласно с духом XVI в., стремился
ознакомиться с самыми разнообразными сферами науки и деятельности. Автор говорит, тоном знатока, о
математике и архитектуре, о военном деле и живописи, о естествознании и философии и т. д., не считая
его подробных рассуждений о разных отраслях оккультных знаний. Вместе с тем в "Повести" встречается
множество цитат из авторов, древних и новых, и просто упоминаний имён знаменитых писателей и
учёных. Надо, впрочем, заметить, что не все эти ссылки вполне идут к делу и что автор, по-видимому,
щеголяет своей учёностью. То же надо сказать о фразах на языках латинском, испанском, французском и
итальянском, которые автор вставляет в свой рассказ. Сколько можно судить, из иностранных языков он
действительно был знаком лишь с латинским, который в ту эпоху был общим языком образованных
людей. Испанский язык он знал, вероятно, лишь практически, а знания его в языках итальянском и
французском более чем сомнительны.
Автор называет себя последователем гуманизма (Предисловие, гл. Х и др.). Мы можем принять
это утверждение только с оговорками. Правда, он часто ссылается на различные положения, ставшие как
бы аксиомами гуманистического миросозерцания (гл. I, IV, Х и др.), с негодованием говорит о схоластике
Стр.1