35-51 DOI: 10.17976/jpps/2015.02.03 РОССИЙСКОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: АГЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ЛОВУШКЕ НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ И ГРАЖДАНСКОЙ ПАССИВНОСТИ Р.Ф. <...> Принята к печати: 24.12.2014 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ “Влияние муниципальной реформы на современный процесс политических трансформаций в России” № 13-03-00392а Аннотация. <...> Институт местного самоуправления в России рассматривается в данной статье с точки зрения модели “принципал-агент”, которую автор считает наиболее релевантной для исследования современных тенденций государственно-муниципальных отношений. <...> Автор приходит к выводу о том, что местное самоуправление не выполняет имманентные ему функции агента локального сообщества и вместо этого стало агентом государственной власти, как федеральной, так и региональной. <...> Исследование доходной базы и расходной политики местного самоуправления показало, что принципал ограничивает финансовую самостоятельность своего агента и не располагает возможностями для обеспечения его достаточными ресурсами с помощью бюджетных трансфертов. <...> Изучение наиболее благополучной части местного самоуправления – городских округов и, в частности, региональных столиц – выявило снижение их финансовой автономии. <...> В этих условиях закономерным стало фактическое подчинение городов региональной власти по модели сити-менеджера. <...> Местное самоуправление в России является, пожалуй, одним из самых неустойчивых политических институтов. <...> Сам факт проведения таких реформ “сверху” показывает, что местное самоуправление не обладает выраженной политической субъектностью. <...> В 2014 г. в федеральное законодательство были внесены очередные поправки, позволяющие говорить о “малой реформе”, стартовавшей через считанные годы после завершения процесса внедрения “большой реформы”, связанной с принятием федерального закона об общих принципах организации мест35 Polis. <...> Местное самоуправление получило в середине 1990-х годов <...>