ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современных условиях смены социальноэкономического
уклада жизни общества на первый план выходит административный
ресурс органов власти и управления. Проблема развития профессиональноличностного
потенциала госслужащих приобретает особое значение в условиях современного
социально-экономического и правового общества. Актуализируется проблема
развития профессионально-личностного потенциала госслужащих их способность
выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять эффективное
управление государством.
Динамика социально-экономических преобразований в нашей стране в последние
годы привела к изменению у госслужащих ценностных ориентаций, выраженных
в нацеленности на высокий профессионализм, на карьерный служебный рост и конкурентоспособность.
Современные
научные исследования свидетельствуют о том, что потенциал личности
является определяющим фактором успешной профессиональной деятельности.
Исследование профессионально-личностного развития госслужащего представляется
важным в следующих аспектах: профессионально-личностные особенности и формирование
личности в результате профессиональной деятельности.
В последние годы уделяется все больше внимания реализации личностноориентированного
подхода в организации учебного процесса, что отражено в диссертационных
исследованиях С.С. Амировой, В.В. Белякова, Н.Т. Волкова, А.В. Давыденко
и др. В этих работах проблемы профессионального становления тесным образом
связаны с личностным развитием.
Изучением проблем качества подготовки государственных и муниципальных
служащих успешно занимаются Э.А. Аблякимов, Ю.К.Абрамов, А.Н. Аверин,
В.Д.Данилов, А.А.Деркач, В.К.Егоров, В.М. Манохина, В.П. Мельников, В.Г. Нечипоренко,
А.Ф. Ноздрачева и др.
Особое значение исследуемой проблемы имеют взгляды на личностноориентированный
подход к профессиональной подготовке специалиста ученых
В.В. Давыдова, И.А. Зимней, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, С.В. Панюковой и др.,
теории системного подхода и преемственности обучения С.И.Архангельского,
И.Т.Гайсина, Н.В.Кузьминой, Ю.А. Кустова и др., концепции сущности и моделирования
педагогического процесса: Ю.А. Бабанского, В.И. Беспалько, В.В. Краевского,
Б.Т. Лихачева и др., теории развития мотивации учения: Л.С. Выготского,
П.Я.Гальперина и др. Ряд исследований посвящен отдельным вопросам профессионально-личностного
совершенствования государственных служащих в процессе повышения
квалификации (В.Р. Келих, В.И. Шадрин, А.М. Шевченко и др.).В исследованиях,
посвященных организации процесса повышения квалификации госслужащих,
отмечается, что в его содержании, структуре и технологии непременно должен
присутствовать прогностический компонент (А.В. Тюрин).
Психологическую основу данной проблемы составляют работы по психологии
личности (И.С. Кон, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн
и др.), по психологии отношений (В.Н.Мясищев), по психологии социокультурных
отношений (А.Г.Асмолов, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.).
Ценными для нашего исследования оказались работы В.Э. Бойкова, Б.Н. Габричидзе,
А.А. Деркача, Т.Г. Калачевой, В.М. Коланды и др. рассматривающих профессионализм
госслужащих в разных аспектах.
3
Стр.3