На правах рукописи ПАНКОВ АНДРЕЙ ОЛЕГОВИЧ РАСЧЕТ ПРОЦЕССОВ ГИДРОТРАНСПОРТА НЕСТРУКТУРНЫХ СУСПЕНЗИЙ В ГЕТЕРОГЕННОМ И ГОМОГЕННОМ РЕЖИМАХ ТЕЧЕНИЯ Специальность 05.17.08 – Процессы и аппараты химической технологии АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Казань – 2007 Работа выполнена на кафедре «Процессы и аппараты химической технологии» Казанского государственного технологического университета Научный руководитель – доктор технических наук, профессор Зиннатуллин Назиф Хатмуллович Официальные оппоненты – доктор технических наук, профессор Николаев Андрей Николаевич доктор физико-математических наук, профессор Клоков Владимир Васильевич Ведущая организация – Федеральное государственное унитарное предприятие «Казанское НИИ химических продуктов», г. Казань Защита состоится 2 марта 2007 в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.06 при ГОУ ВПО «Казанском государственный технологический университет» по адресу: 420015, г. Казань, ул. <...> Процесс гидротранспорта как способ перемещения твердых материалов потоком жидкости широко распространен в разнообразных технологических процессах химической, пищевой и смежных отраслях промышленности: внутрицеховой и межцеховой транспорт суспензий в различных производствах (кокса, фосфатных веществ и т.п.), транспорт шлама, первичных и вторичных твердых отходов в места хранения и переработки. <...> Одним из основных критериев, исходя из которого проектируется гидротранспорт, является гидравлическое сопротивление. <...> Т.к. потери давления неразрывно связаны с профилем скоростей потока в аппарате, то данный интегральный параметр определяет не только мощность вспомогательного оборудования, но и производительность системы. <...> Потери давления, как и любой другой параметр, можно определить теоретическим или экспериментальным путем. <...> Однако применение подобных формул ограничено диапазоном параметров, для которых <...>
Расчет_процессов_гидротранспорта_неструктурных_суспензий_в_гетерогенном_и_гомогенном_течения.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Процесс гидротранспорта как способ перемещения
твердых материалов потоком жидкости широко распространен в разнообразных
технологических процессах химической, пищевой и смежных отраслях
промышленности: внутрицеховой и межцеховой транспорт суспензий
в различных производствах (кокса, фосфатных веществ и т.п.), транспорт
шлама, первичных и вторичных твердых отходов в места хранения и
переработки.
Одним из основных критериев, исходя из которого проектируется
гидротранспорт, является гидравлическое сопротивление. Т.к. потери давления
неразрывно связаны с профилем скоростей потока в аппарате, то
данный интегральный параметр определяет не только мощность вспомогательного
оборудования, но и производительность системы. Неточности
при определении потерь давления не позволяют осуществить целенаправленное
проектирование оборудования, не гарантируют соблюдение его
технико-экономических показателей, его работоспособности.
Потери давления, как и любой другой параметр, можно определить
теоретическим или экспериментальным путем. В настоящее время расчет
параметров гидротранспорта производится по формулам, полученным на
основе экспериментальных данных. Однако применение подобных формул
ограничено диапазоном параметров, для которых производились эксперименты.
Отсутствуют формулы, применимые в относительно широких диапазонах
изменения технологических параметров.
Подобные формулы можно получить только на основании теоретических
моделей. Движение неоднородной жидкости в общем виде описано
дифференциальными уравнениями, однако доведение их до практически
полезных решений весьма затруднительно.
В последние годы в связи с широким распространением вычислительной
техники и пакетов программ, позволяющих производить решение
сложных систем уравнений, стала широко развиваться область математического
эксперимента. Однако при проведении подобных экспериментов
важным фактором становится выбор исходных уравнений и замыкающих
соотношений, позволяющих корректно описать рассматриваемый технологический
процесс в широком диапазоне изменения технологических параметров.
Проведение
исследований гидравлического транспорта методом математического
моделирования позволит выработать научно-обоснованные
подходы повышения его эффективности путем анализа гидродинамических
процессов, происходящих при перемещении твердых материалов потоком
жидкости и развить единую методику его расчета в широком диапазоне
его технологических параметров.
Цель работы. 1. Разработка научно обоснованной методики расчета гидротранспорта
неструктурных суспензий в гетерогенном и гомогенном режимах
методом математического эксперимента. 2. Внедрение результатов
3
Стр.3
работы в промышленную и расчетную практики.
Научная новизна. На основе математического эксперимента выявлены
основные закономерности движения двухфазной среды «жидкость-твердое
тело» в условиях гидротранспорта, определены эксплуатационные характеристики
гидротранспорта неструктурных суспензий и их взаимосвязь.
В том числе
1. Проведены математические эксперименты на основе построенной автором
математической модели гидротранспорта неструктурных суспензий,
которая базируется на теории взаимопроникающих континуумов. В
результате получены профили скоростей жидкой и твердой фаз, концентрации,
турбулентной вязкости и других величин по сечению потока
при различных параметрах гидротранспорта.
2. Показана возможность использования при описании процессов гидротранспорта
простой однопараметрической модели турбулентности Спалатра-Аллмараса.
Впервые проведена модификация модели турбулентности
для случая течения двухфазной системы в условиях гидротранспорта
неструктурных суспензий.
3. Построена методика получения инженерных формул для расчета прямой
и обратной задач гидравлики на основании данных математического
эксперимента.
4. Разработан и реализован принцип оптимизации энергозатрат (потерь
давления) в промышленных процессах гидротранспорта неструктурных
суспензий путем варьирования концентрацией твердой фазы.
Практическая значимость и реализация работы. Результаты проведенных
теоретических исследований позволяют рассчитать процесс гидротранспорта
в широком диапазоне технологических параметров по единой
технологии и оптимизировать его, варьируя концентрацию твердой фазы.
Результаты работы применялись в лекционном курсе «Процессы и аппараты
химической технологии». Используя методику расчета, рассчитаны,
спроектированы и изготовлены установки гидротранспорта в комплексах
мокрого измельчения. Они прошли всесторонние испытания и успешно
внедрены на пищекомбинате и комбикормовом заводе РайПО Алькеевского
района РТ.
Апробация работы. Основные научные положения и результаты работы
докладывались на следующих конференциях:
• всероссийская научная конференция «Тепло- и массообмен в химической
технологии», Казань, 2000 г.;
• международная юбилейная конференция, посвященная 80-ю Казанской
государственной сельскохозяйственной академии, 2002 г.;
• всероссийская научно – практическая конференция молодых ученых
«Молодые ученые-агропромышленному комплексу», Казань, 2004 г.;
• XVIII международная научная конференция «Математические методы в
технике и технологиях. ММТТ-18», Казань, 2005 г.;
• XIX международная научная конференция «Математические методы в
4
Стр.4