Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Проектирование технологии квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов технического вуза (90,00 руб.)

0   0
Первый авторГарафутдинова
ИздательствоКНИТУ
Страниц24
ID302409
Гарафутдинова, Г.Р. Проектирование технологии квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов технического вуза : Автореферат / Г.Р. Гарафутдинова .— Казань : КНИТУ, 2011 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302409 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ГАРАФУТДИНОВА ГЮЗЕЛЬ РУШАНОВНА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА 13.00.08 – теория и методика профессионального образования А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань - 2011 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» Научный руководитель: Официальные оппоненты: кандидат педагогических наук, доцент Упшинская Алла Евгеньевна доктор педагогических наук, профессор Черепанов Вячеслав Сергеевич доктор педагогических наук, профессор Богоудинова Роза Закировна Ведущая организация: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет Защита состоится 15 июня 2011 г. в 14 часов на заседании совета Д 212.080.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Казанском государственном технологическом университете»: 420015, г.Казань, ул. <...> Заказ на содержание профессионального образования со стороны рынка труда и потенциальных работодателей обусловил внедрение компетентностного подхода. <...> Требования работодателей формулируются в терминах «способов деятельности», что приводит к необходимости адекватного оценивания результатов образовательной деятельности в терминах компетенций выпускников. <...> Научно-педагогические исследования, практика образовательной деятельности учебных заведений по внедрению компетентностного подхода показывает, что особую актуальность сегодня приобретает проблема научнометодического обеспечения подготовки специалистов на основе инновационных подходов и соответствующих контрольно-измерительных процедур. <...> Проблема оценивания результатов образовательной деятельности как знаний, умений и навыков разработана в трудах В.С.Аванесова, Ш.А.Амонашвили, В.М.Полонского и других отечественных <...>
Проектирование_технологии_квалиметрического_оценивания_профессиональных_компетенций_студентов_технического_вуза.pdf
Актуальность исследования. Заказ на содержание профессионального образования со стороны рынка труда и потенциальных работодателей обусловил внедрение компетентностного подхода. Требования работодателей формулируются в терминах «способов деятельности», что приводит к необходимости адекватного оценивания результатов образовательной деятельности в терминах компетенций выпускников. Научно-педагогические исследования, практика образовательной деятельности учебных заведений по внедрению компетентностного подхода показывает, что особую актуальность сегодня приобретает проблема научнометодического обеспечения подготовки специалистов на основе инновационных подходов и соответствующих контрольно-измерительных процедур. В то же время анализ литературы по данному вопросу показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих системообразующих понятий, так и основанных на них подходов к педагогическому оцениванию. Выявлению сущности профессиональной компетентности посвящены многие работы отечественных педагогов, философов, психологов, в том числе В.И.Байденко, И.А.Зимней, Ю.Г.Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др. Значительный интерес представляют зарубежные исследования по данной проблеме (N.Chomsky, D.Mc.Clelland, G.Halasz, T.Hoffman, W.Hutmacher, M.Linard, J.Raven, и др.), авторы которых предполагают рассматривать компетентности/компетенции, как внутреннюю мотивацию индивида к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии, как ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития. Проблема оценивания результатов образовательной деятельности как знаний, умений и навыков разработана в трудах В.С.Аванесова, Ш.А.Амонашвили, В.М.Полонского и других отечественных ученых. Оценивание компетенций затрагивается в работах В.И.Байденко, В.А.Болотова, Е.А.Боярского, Б.Оскарссона, Дж.Равена, однако, исследования в данной области носят фрагментарный характер из-за новизны объекта оценивания. Таким образом, актуальность разработки научно-методических основ реализации компетентностного подхода связана с необходимостью создания общей логики и прозрачности оценивания результатов образовательной деятельности в терминах компетенций. Проведенный анализ результатов педагогических и социологических исследований, мнений работодателей, изучение практики внедрения компетентностного подхода в учреждениях высшего профессионального образования позволили выявить следующие основные противоречия между: 3
Стр.3
 требованиями, предъявляемыми рынком труда к выпускнику высшего профессионального учебного заведения, и неготовностью высших учебных заведений к подготовке конкурентоспособного специалиставыпускника, обладающего необходимыми компетенциями;  сложившейся системой оценивания уровня подготовки выпускника в виде ЗУНов и необходимостью оценивания компетентностной составляющей подготовки выпускника вуза;  наличием технологии построения компетентностной модели выпускника вуза и отсутствием технологии оценивания результатов образования (компетенций);  потребностью в эффективных диагностических методах оценивания качества подготовки специалиста в высшем профессиональном учебном заведении и недостаточным научно-методическим обеспечением текущего, промежуточного и итогового оценивания качества подготовки в терминах компетенций. Эти противоречия легли в основу постановки научной проблемы диссертационного исследования: каково научно-методическое обеспечение технологии квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов технического вуза. Выделенная проблема определила тему исследования: проектирование технологии квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов технического вуза. Объект: оценивание результатов подготовки студентов технического вуза в условиях внедрения компетентностного подхода. Предмет: научно-методическое обеспечение технологии квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов технического вуза. Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и практически внедрить технологию квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов технического вуза. Гипотеза исследования: научно-методическое обеспечение технологии квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов технического вуза позволяет объективно представить результаты компетентностной подготовки студентов технического вуза, если:  структурно-функциональная к оцениванию профессиональных компетенций студентов технического вуза;  обоснована необходимость применения квалиметрического подхода разработана модель квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов технического вуза, взаимообуславливающая цели, задачи, подходы, принципы, функции, природу и свойства процесса и объекта оценивания, компонентный состав и соответствующие уровни, критерии и показатели покомпонентного оценивания компетенций, методы поэтапного оценивания, состав экспертов и формы представления результатов оценивания; 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ