Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева . <...> Система степеней торжественности праздников в богослужебном уставе Выго-Лексинского общежительства . <...> К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века) . <...> 7–24 ВИДЫ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ФОРМУЛ В ПЕСНОПЕНИЯХ БОЛЬШОГО РОСПЕВА О. В. <...> ТЮРИНА Статья посвящена анализу мелодической формульности певческого стиля «большой роспев». <...> Будучи мелизматическим стилем, мелос которого строится главным образом из пространных оборотов фитного и лицевого типа, большой роспев обладает богатейшим комплексом мелодических формул. <...> Это универсальное «негласовое» лицо царь-конец, а также два распева, имеющие в песнопениях четкое гласовое прикрепление: заключительный оборот 3-го гласа и общая конечная формула 2-го и 6-го гласов. <...> Многочисленные примеры иллюстрируют различные модификации и особенности употребления трех заключительных формул большого роспева и, кроме того, их тайнозамкненную запись в списках ранних редакций песнопений. <...> Как хорошо известно любому исследователю или исполнителю-практику, имеющему дело со столповой традицией, в попевочном словаре любого гласа есть попевки, имеющие ярко выраженную заключительную функцию и употребляющиеся в концах разделов или всего песнопения (например, долинка, кулизма средняя, вознос последний), тогда как другие попевки (рафатка, дербица, подъем, возносец и др.) больше подходят для начала и середины разделов и в завершающей функции никогда не выступают. <...> Большой роспев, о формулах которого пойдет речь в данной статье, наряду со столповым роспевом является одной из ветвей знаменной певческой культуры. <...> Поэтому все, что было только что сказано о функциональных различиях между попевками столповой традиции, в полной мере применимо и к мелосу песнопений большого роспева. <...> В рамках представленной статьи мы остановимся на нескольких формулах этого стиля, традиционно избираемых <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№3_2013.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
прот. Алексей Емельянов
д-р иск. прот. Стефан Ванеян
д-р иск. А. Л. Баталов
д-р иск. М. В. Богомолова
д-р иск. З. М. Гусейнова
канд. иск. О. Л. Зосим
канд. иск. А. Н. Мясоедов
канд. иск. В. Д. Сарабьянов
канд. иск. Е. Ю. Шевчук
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко,
канд. иск. О. Н. Соколова
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
канд. иск. О. Н. Соколова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
с 25.06.2012 г.
ISBN 978-5-7429-0879-1
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2013
Стр.2
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 3 (12). 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЮРИНА О. В.
Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева . . . . . . . . . . . . . . . 7
ДЕМЕНТЬЕВ А. В.
Система степеней торжественности праздников в богослужебном уставе
Выго-Лексинского общежительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
ЗИНЧЕНКО В. А.
К вопросу об общей характеристике фит украинской певческой традиции
кон. XVI–XVIII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
КОВРОВА И. В.
К проблеме организации певческого ряда литургии
(на материале партесных рукописей XVIII века) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
КОЧНЕВА Е. В.
К истории создания живописного портрета митрополита Киевского
и Галицкого Евгения (Болховитинова) из собрания Российской академии . . . . . . 91
АРТЕМОВА Е. Г.
Духовно-музыкальное творчество свящ. Г. Я. Извекова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
ПРОТОИЕРЕЙ СТЕФАН ВАНЕЯН
Гомбрих и Винд: ритуалы и мистерии в науке об искусстве.
Иконология как дидактика и как поэтика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
3
Стр.3
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
TIURINA O.V.
The closing formulas in the “Bolshoi Raspev” (“Great chant”) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
DEMENT’EV A. V.
The system of Holidays solemnity degrees in the Typikon
of Vygo-Leksinsky coenoby . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
ZINCHENKO V. A.
On the Issue of a General Characteristic of the Thetas in the late XVIth–XVIIIth
Centuries Ukrainian Chant Tradition . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
KOVROVA I. V.
On the problem of the organisation of a Liturgy’s singing range
(on a material of partesny manuscripts of the XVIII century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
KOCHNEVA E. V.
On the History of the portrait of Eugeny (Bolkhovitinov, 1767-n 1837),
Metropolitan of Kiev and Galich from the collection of the Russian Academy . . . . . . . . 91
ARTEMOVA E. G.
Sacred music works by G. Ya. Izvekov . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
HIGH PRIEST S. VANEYAN
Gombrich and Wind: Rituals and misteries in art criticism iconology
as didactics and poetics . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Стр.4