«Вопросы истории и теории христианского искусства», выпуск 3 (6), 2011 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕФАН ВАНЕЯН, СВЯЩ. <...> Первая кафизма в древнерусской церковно-певческой традиции . <...> . . . . . . . . . . . . . 47 ИОАНН (ПАВЛИХИН), ЕПИСКОП Проблемы организации реставрационных работ в православном монастыре в 1830–1850-х гг. (по материалам Костромского Ипатьевского монастыря) . <...> Сплит и Дубровник: города с прерванным и восстановленным архитектурным континуитетом . <...> Духовная песенность в украинской и белорусской церковной практике XVII–XX вв. <...> Жанр немецкой католической мессы в музыкальной культуре Австрии и Германии конца XVIII — первой трети XIX в. <...> 7–33 ХРИСТИАНСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ И ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО: АСПЕКТЫ ЭПИСТЕМОЛОГИИ СВЯЩ. <...> СТЕФАН ВАНЕЯН В статье обсуждается проблема парадоксального свойства: исследование христианских древностей (церковная археология) оказывается наукой о христианской современности, ибо церковное искусство как один из аспектов церковной жизни, выраженный, в первую очередь, в Евхаристии, всегда остается частью настоящего и даже оказывается эсхатологическим измерением мистического опыта Церкви. <...> Во-первых, для христианской археологии сама проблема идентификации смысла не стоит, не только по причине его очевидности, но и потому, что он (смысл) относится к ведению другой дисциплины — собственно, к области богословия, для которого христианская археология лишь готовит, обрабатывает материал. <...> Христианская археология и церковное искусство: аспекты эпистемологии словлена, и представляется более исконной исторически (искусство происходит, вообще говоря, из нужд культовой практики как таковой). <...> Христианская археология и церковное искусство: аспекты эпистемологии шлого и настоящего и одновременно избежать католических учения и обычаев. <...> Довольно содержательный курс «Введение в христианскую археологию» предлагает известный евангелический церковный историк Карл Андрезен5 в 5 Карл Андрезен (1909–1985) — весьма <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№3_2011.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
прот. Алексей Емельянов
д-р иск. свящ. Стефан Ванеян
д-р иск. А. Л. Баталов
д-р иск. М. В. Богомолова
канд. иск. А. Н. Мясоедов
канд. иск. В. Д. Сарабьянов
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко,
канд. иск. О. Н. Соколова
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
канд. иск. О. Н. Соколова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0689-6
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2011
Стр.2
Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства», выпуск 3 (6), 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
СТЕФАН ВАНЕЯН, СВЯЩ.
Христианская археология и церковное искусство: аспекты эпистемологии. . . . . . . 7
САЕНКОВА Е. М.
Икона «Святитель Николай Чудотворец, с житием»
1-й пол. XV в. из собрания К. В. Воронина: особенности иконографии
и стиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СТАРИКОВА И. В.
Первая кафизма в древнерусской церковно-певческой традиции . . . . . . . . . . . . . . 47
ИОАНН (ПАВЛИХИН), ЕПИСКОП
Проблемы организации реставрационных работ в православном монастыре
в 1830–1850-х гг. (по материалам Костромского Ипатьевского монастыря) . . . . . 71
ВОРОНОВА А. А.
Сплит и Дубровник: города с прерванным и восстановленным
архитектурным континуитетом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
ЗОСИМ О. Л.
Духовная песенность в украинской и белорусской церковной
практике XVII–XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
ПАЛАМАРЧУК Е. Н.
Жанр немецкой католической мессы в музыкальной культуре
Австрии и Германии конца XVIII — первой трети XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
СЁМИНА М. В.
Рязанский музей в 1920-е гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Стр.3