Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX–XIV вв. <...> Иконография мозаик собора Сан Джусто в Триесте: предварительные замечания . <...> Романский портал в Эгисхейме: роль геополитического фактора в датировании памятника . <...> Новгородские Царские врата XV–XVII вв. с изображением Благовещения и двух святителей . <...> Крепостной композитор Лев Гурилев и его духовная музыка . <...> Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) . <...> К истории создания и освящения храма св. царевича Димитрия при Голицынской больнице . <...> Iconography of the mosaics of the cathedral San Giusto in Trieste: preliminary notes . <...> Российского института искусств, Санкт-Петербург 0018@mail.ru ОБРАЗ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ВИЗАНТИЙСКИХ МАНУСКРИПТАХ IX–XIV ВВ. <...> С. В. ИВАНОВА В статье исследуется взаимосвязь образа «Воскресение» (Анастасис) со словом. <...> Этот образ появляется в иллюстрациях византийских манускриптов IX–XIV вв.: в служебных Евангелиях (Евангелиях-апракос), в сборниках проповедей, на полях псалтирей. <...> 1 То, что в эпоху иконоборчества образ Воскресения Христа не только подвергался особенному преследованию, но и в первую очередь отрицался иконоборцами, показано в исследовании В. А. Баранова «Искусство после бури — богословская интерпретация некоторых изменений в послеиконоборческой иконографии Воскресения» // Золотой, серебряный, железный: мифологическая модель времени и художественная культура. <...> ). Весь наполненный светом, возвышающийся в люнете кафоликона, образ представляет одну из лаконичных композиций Анастасис: Христос держит за запястье праотца Адама, рядом с которым радостно воздевает руки праматерь Ева, получая прощение. <...> Кроме его описаний (например, приведенных выше), конечно, прежде всего это собственно надпись — «H Aνάστασις» (Анастасис, т. е. Воскресение). <...> Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX–XIV вв. ману скрипте в связи с евангельским пасхальным чтением, К. <...> 2 «Да вокреснет Бог и расточатся врази Его <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№4_2014.pdf
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 4 (16). 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ИВАНОВА С. В.
Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX–XIV вв. . . . . . . . . . 7
ОРЕЦКАЯ И. А.
Иконография мозаик собора Сан Джусто в Триесте:
предварительные замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
МАКИЙ И. И.
Романский портал в Эгисхейме: роль геополитического фактора
в датировании памятника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
СТАРИКОВА И. В.
К вопросу об авторе Певчей Псалтири в древнерусской традиции . . . . . . . . . . . . . 55
ШУМИЛОВА Х. В.
Новгородские Царские врата XV–XVII вв. с изображением Благовещения
и двух святителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
ЛЕБЕДЕВА-ЕМЕЛИНА А. В.
Крепостной композитор Лев Гурилев и его духовная музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
ШЕХОВЦОВА И. П.
Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности
архимандрита Антонина (Капустина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
ПОСТЕРНАК О. П.
К истории создания и освящения храма св. царевича Димитрия
при Голицынской больнице . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
КОРПЕЛАЙНЕН Е. А.
Лютеране-иконописцы в Санкт-Петербурге XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
РЫБАКОВА Н. Э.
К вопросу формирования русского стиля в духовной музыке
конца XIX — начала XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171
КЛИМИН Е. А.
Опыт тембровой классификации дореволюционных русских колоколов . . . . . . . 182
Information about Authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
3
Стр.3
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
IVANOVA S. V.
The "Resurrection" image (Anastasis) in Byzantine manuscripts
of the IX–XIVth centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ORETSKAIA I. A.
Iconography of the mosaics of the cathedral San Giusto in Trieste:
preliminary notes . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
MAKIY I. I.
The potential of geopolitical factors in the successful stylistic analysis
and dating of the Romanesque portal in Egischem . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
STARIKOVA I. V.
On the Question of the Authorship of ‘Pevchaya Psaltyr’ (Chant Psalter)
in the Old Russian tradition . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
SHUMILOVA KH. V.
Novgorodian Royal Gates of XV–XVIIth centuries with depictions
of the Annunciation and two saint bishops . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
LEBEDEVA-EMELINA A. V.
Bondman-composer Leo Gurilev and his sacred music . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
SHEHOVTSOVA I. P.
Greek musical manuscripts in the collecting activity of Antonin Kapustin . . . . . . . . . . .113
POSTERNAK O. P.
About the history of establishing and consecration of Golitsynsky hospital
church of the crown prince St. Dimitry . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
KORPELAINEN E. A.
Luterans-iconographers in Peterburg in the XIXth century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
RYBAKOVA N. E.
The issue of the Russian style's formation in the spiritual music
at the end of the XIXth century – beginning of the XXth century . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171
KLIMIN E. A.
Timbral classifi cation of historical Russian bells . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Information about Authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
4
Стр.4