Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства»

Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» №1 2015 (200,00 руб.)

0   0
Страниц198
ID301243
АннотацияВестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства – журнал представляет статьи о церковной музыке, архитектуре, иконописи, мозаиках и фресках, отдельных видах прикладного искусства, способствуя преодолению узкоспециальных проблем и раскрывая общую для церковного искусства семантику. С 2010 г. – это периодическое издание двух факультетов: Факультета Церковного пения и Факультета Церковных художеств, выходит 3 раза в год.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» .— Москва : Изд-во ПСТГУ, 2011 .— 2015 .— №1 .— 198 с. — URL: https://rucont.ru/efd/301243 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Апостольский Символ веры в книжных иллюстрациях в западноевропейском искусстве . <...> Образ «Сошествие во ад» в западноевропейской гравюре XV–XVII вв. <...> О коллекции фонда графики Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . <...> Гравюра «Сон Наполеона» из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ: поиск образцов и опыт истолкования . <...> Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше») . <...> . . . . . . .173 ХРОНИКА О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ . <...> 9–44 Григорьева Вероника Юрьевна, канд. искусствоведения, доцент кафедры регентования Факультета церковного пения ПСТГУ vpereleshina@yandex.ru СОГЛАСНИК ИЗ РУКОПИСИ РНБ. <...> № 690/752 КАК ЗВЕНО В ОСМЫСЛЕНИИ ЗВУКОРЯДА ДРЕВНЕРУССКИМИ МАСТЕРОПЕВЦАМИ (ПУБЛИКАЦИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКА) В. Ю. ГРИГОРЬЕВА Согласник из рукописи РНБ. <...> 107–107 об. — это уникальное музыкально-теоретическое руководство беспометного периода, посвященное описанию состава и структуры обиходного звукоряда. <...> Как известно, звукоряд — это ряд звуков в восходящей/нисходящей последовательности, который имеет определенную структуру. <...> В древнерусской музыкальной теории звукоряд становится предметом специального описания лишь на достаточно позднем этапе: стабильное отражение он получает в руководствах по теории степенных помет (поскольку главным принципом ее является фиксация движения напева относительно ступеней звукоряда). <...> Но также звукоряд является центральным объектом описания и в одном из руко1 Понятием «обиходный звукоряд» здесь обозначается 12-ступенная система звуков, на которой построены напевы церковных песнопений древнерусской традиции. <...> Структура обиходного звукоряда образована четырьмя согласиями — сегментами, каждый из которых состоит из трех различных по ладовой функции ступеней, отстоящих друг от друга на тон. <...> ). В соответствии с законами <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№1_2015.pdf
ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьев РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: С. П. Карпов, академик РАН, д-р ист. наук, проф. К. Ф. Ханник, д-р филологии, проф. Н. Ю. Сухова, д-р ист. наук, д-р церковной истории, доцент свящ. Александр Мазырин, д-р церковной истории, канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак, канд. ист. наук, доцент А. Д. Шмелев, д-р филол. наук Д. В. Фролов, член-кор. РАН, д-р филол. наук, проф. В. А. Попков, д-р пед. наук, проф. В. Г. Безрогов, д-р пед. наук, проф. Н. Л. Селиванова, д-р пед. наук, проф. А. Л. Баталов, д-р иск., проф. прот. Константин Польсков, канд. филос. наук, доцент РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ: прот. Алексей Емельянов прот. Стефан Ванеян, д-р иск., проф. Е. Устинович, д-р архитектуры, проф. А. Л. Баталов, д-р иск., проф. М. В. Богомолова, д-р иск., проф. З. М. Гусейнова, д-р иск., проф. О. Л. Зосим, канд. иск., доцент А. Н. Мясоедов, канд. иск., проф. В. Д. Сарабьянов, канд. иск. Е. Ю. Шевчук, канд. иск., доцент НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА: А. А. Воронова, канд. иск., Е. Б. Резниченко, О. Н. Соколова, канд. иск. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР О. Н. Соколова, канд. иск. КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА М. С. Ананко Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций с 25.06.2012 г. ISSN 2220-5098 (Print) ISSN 2409-5214 (Online) © Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2015
Стр.2
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 1 (17). 2015 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРИГОРЬЕВА В. Ю. Согласник из рукописи РНБ. Солов. № 690/752 как звено в осмыслении звукоряда древнерусскими мастеропевцами (публикация и исследование памятника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 ИВАНОВА С. В. Апостольский Символ веры в книжных иллюстрациях в западноевропейском искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 ИВАНОВА С. В. Образ «Сошествие во ад» в западноевропейской гравюре XV–XVII вв. . . . . . . . . . 55 ПУГАЧЕВА И. В. Богородичные иконы во Флоренции XIII века. Образ и его почитание . . . . . . . . . 68 ЯКУБОВА А. А. К истории постройки Борисоглебского собора в Старице . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 НЕФЕДОВА Н. В., ТРУБНИКОВА Л. А. О коллекции фонда графики Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . . . . . . . . . . . . .110 НЕФЕДОВА Н. В. Гравюра «Сон Наполеона» из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ: поиск образцов и опыт истолкования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 СЛОИСТОВ С. М. Опыт дореволюционной России в жизни и творчестве архитектора С. Ноаковского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 КОРИНА Н. Д. Храм Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии — памятник русской воинской славе. История и современность . . . . . . . . . . . . . . . . 145 ЛЕБЕДЕВА-ЕМЕЛИНА А. В., НАУМОВ А. А., ВИНОГРАДОВА А. С. Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 3
Стр.3
Содержание ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КОРОЛЁВА Т. И. Исповеднический путь рядового регента. Таисия Иосифовна Мищенко . . . . . . . .173 ХРОНИКА О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Стр.4
CONTENTS RESEARCH STUDIES GRIGORIEVA V. Y. Soglasnik from manuscript NLR. Solov. № 690/752, p. 107 as the stage of understanding the scale by old Russian church singers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 IVANOVA S. V. The Apostles’ Creed in the book illustrations. The West European art of the IXth – XVIIth centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 IVANOVA S. V. The image “Descensus ad inferos” (Harrowing of hell) in Western European engravings of XV–XVII centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 PUGACHEVA I. V. Icons of the Virgin in Florentine painting of 13th century. Image and his veneration . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 YAKUBOVA A. A. To the History of the Saint-Boris-and-Saint-Gleb Cathedral of the Staritsa . . . . . . . . . 100 NEFEDOVA N. V., TRUBNIKOVA L. A. About the collection of the Archaeological Church Museum of St.Tikhon’s Orthodox University . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 NEFEDOVA N. V. Тhе еngraving “The Dream of Napoleon” from the collection of the Archaeological Church Museum of St.Tikhon’s Orthodox University: search samples and interpretation experience . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 SLOISTOV S. M. Pre-revolutionary Russian experience as refl ected in the life and work of architect S. Noakowski . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 KORINA N. D. St. Alexander Nevsky Cathedral in Sofi a, Bulgaria – a monument to Russian military glory. History and contemporaneity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 LEBEDEVA-EMELINA A. V., NAUMOV A. A., VINOGRADOVA A. S. Secrets of spiritual creative work of Mussorgsky (About authorship of hymns “Angel vopiyashe”) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 5
Стр.5
Contents CHURCH SINGING: PAGES OF HISTORY KOROLEVA T. I. Confessor’s path of ordinary regent. Taisja Josifovna Mishchenko . . . . . . . . . . . . . . . . . .173 CHRONICLE XXV Annual Theology Conference: Sections “Church Singing” and “Christian Art” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Стр.6