Попевки «стезка», «скачек» и «опромет» в теоретических руководствах и певческих рукописях знаменного роспева (2-я половина XV–XX вв.) <...> Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам. <...> Белобережская икона Божией Матери «Троеручица»: к вопросу о происхождении и датировке образа . <...> Обонежские иконы архангела Михаила — грозных сил воеводы: северный вариант столичной иконографии . <...> Западноевропейские духовные песни покаянной и морально-назидательной тематики в восточнославянском репертуаре XVII–XIX вв. <...> 7–64 ПОПЕВКИ «СТЕЗКА», «СКАЧЕК» И «ОПРОМЕТ» В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РУКОВОДСТВАХ И ПЕВЧЕСКИХ РУКОПИСЯХ ЗНАМЕННОГО РОСПЕВА (2-Я ПОЛОВИНА XV–XX ВВ.) <...> В. Ю. ГРИГОРЬЕВА В статье уточняется певческое прочтение попевок «стезка», «скачек средний», «скачек менший» и «опромет», исследуется история формирования их графики. <...> На определенном этапе вследствие неверного прочтения тайнозамкненной записи, единой для стезки и скачеков, возникли попевки-гибриды, представляющие собой смешение данных попевок. <...> «Гибриды», существование и формообразование которых описывается в науке впервые, не вошли в фонд мелодических оборотов знаменного роспева и остались своеобразными историческими недоразумениями. <...> В статье анализируется попевка «опромет», которая в певческой традиции старообрядцев-поповцев толкуется неправильно и по-разному интерпретирована в исследовательских кокизниках. <...> Среди попевок 2-го, 6-го и 8-го гласов есть несколько, имеющих чрезвычайно близкую графику: это семейство1 , болший, или полной, скачеков (менший ) и стезки2 , средний (наиболее 1 Термин «семейство попевок» употребляется многими исследователями, но попытку определить его мы нашли только у Б. П. Карастоянова. <...> Характеризуя род ство попевок, нельзя не учитывать также графику попевок, причем в целом, а не только кадансовой части, основываясь при этом на данных не одного списка, а ряда списков, различных по времени <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№2_2011.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
прот. Алексей Емельянов
д-р иск. свящ. Стефан Ванеян
д-р иск. А. Л. Баталов
д-р иск. М. В. Богомолова
канд. иск. А. Н. Мясоедов
канд. иск. В. Д. Сарабьянов
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко,
канд. иск. О. Н. Соколова
Ответственный РЕДАКТОР
канд. иск. О. Н. Соколова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0673-5
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2011
Стр.2
Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства», выпуск 2 (5), 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ГРИГОРЬЕВА В. Ю.
Попевки «стезка», «скачек» и «опромет» в теоретических руководствах
и певческих рукописях знаменного роспева (2-я половина XV–XX вв.) . . . . . . . . . . 7
ЛИВЛЯНИЧ К.
Ансамбль Dialogos: «Видение Тондаля» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
БЕЛЯЕВ Л. А.
Камень под головой и лестница в небо: археология, иконография,
источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
СТАРИКОВА И. В.
Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском
общежительстве согласно их уставам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
ЗЛОТНИКОВА И. В.
Белобережская икона Божией Матери «Троеручица»:
к вопросу о происхождении и датировке образа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ТЫЧИНСКАЯ П. А.
Обонежские иконы архангела Михаила — грозных сил воеводы:
северный вариант столичной иконографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
ЗОСИМ О. Л.
Западноевропейские духовные песни покаянной и морально-назидательной
тематики в восточнославянском репертуаре XVII–XIX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
БАРАНОВА С. И.
Архитектор Ф. Ф. Рихтер — первый исследователь русского изразца . . . . . . . . . . 163
ЖЕРДЕВ В. В.
Храм св. Марии Магдалины в Веймаре — православный памятник
немецких мастеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
АРМЕЕВА Л. А.
Училище иконописания при Троице-Сергиевой лавре в 1885–1918 гг.:
попытка возрождения традиционного иконописания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Стр.3