А. П. Филиппов Философия «как будто бы» Вскоре после несчастного для немцев конца первой мировой войны немецкий философ Г. Файгингер останавливается на причинах поражения немцев и основнуюпричину этого видит в совершенной отрешенности германской мысли от реальности, что ясно бросается в глаза при рассмотрении основных немецких философских систем, совершенно чуждых всякой реальности и витающих в заоблачных сферах отвлеченного идеализма. <...> В противоположность этому сам Файгингер предлагает перейти к давно уже разрабатываемому im идеалистическому позитивизму (в сборнике Др. <...> И вот философия Файгингера, написанная еще до войны, становится необыкновенно распространенной после войны, а сам Файгингер, без преувеличения, становится одним из «власт11телей дум» среди немцев (и других народов). <...> Однако, и Вторая мировая война показала неопровержимо отрешенность германской мысли от реальности. <...> Вот почему философия Файгингера, претендующая вытеснить идеалистические системы, не может не привлекать к себе нашего внимания и, естественно, вызывает вопрос, насколько она больше считается с реальностью, чем идеалистические системы? <...> ••• . " На всем протяжении истории философии, начиная с софистов и древних скептиков, столько вещей отрицалось и столько вещей подвергалось сомнению, что, казалось бы, в наше время невозможно сказать что-либо еще большее в этом отношении и поразить новизною своих взглядов. <...> Между тем скептическая система философии «как-будто бы» Г. Файгингера, — «Философия как будто бы». <...> Система теоретических, практических и религиозных фикций человечества на основе идеалистического позитивизма»,') — привлекала до второй мировой войны всробщее внимание и находила себе множество рьяных последователей, которые в специальном журнале «Аппа1еп der Phllosophie» применяли принципы философии «как будто бы» ко всем отраслям человеческого знания. <...> Правда, сам Файгингер не считает свою систему скептицизмом <...>