Каралид Застигнутый посреди дороги (Памяти Махсямялиана Волошина) Поэт и художник — не простые смертные. <...> Достаточно, например, напомнить, что опера Сальери fAccypv выдержала более 100 представлений подряд, тогда как «Доя Жуан» Моцарта с трудом продержался в Вене только один сезон. <...> Вспомним Пушкина: та же нужда, вечные долги, множество врагов, завистников и недоброжелателей, конфликт с обществом, яд клеветы и трагическая гибель в пору самого расцвета творческих сил. <...> Дело не во внешнем сходстве жизни великих художников Важнее внешних обстоятельств и биографических фактов — огромное внутреннее сходство, ощущение своей избранности, как тяжелого долга, внутренний конфликт и борьба, во многих случаях носящие трагический характер Так, Гейне однажды сказал: «Через мое сердце прошла мировая трещина». <...> Внутренний мир художника, знающий правду неба, вневременную и вечную правду добра, красоты и гармонии, находится в постояяном и разрушительном конфликте с виешким, земным миром, живущим силами борьбы и распада. <...> В душе каждого художника борются небо и земля. <...> У Максимилиана Волошина однажды вырвался нерадостный вздох: Страшен жребий русского поэта: Неисповедимый рок влечет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского — на эшафот. <...> О «закате» говорил не один Волошин Это слово стоит в названии нашумевшей книги Шпенглера, его современника. <...> Но никто из поэтов не переживал ее так напряженно, как Волошин. <...> Жизнь и творчество Максимилиана Николаевича Волошина неразрывно связаны с судьбами России. <...> Волошин принадлежит к поколению, застигнутому «посреди дороги» всесветным ве.чиким распадом, — грозной и заслуженной карой Божией. <...> В стихотворении «Потомкам» поэт говорит; Никто из нас не ведцл то, что мы Изжили до конца, вкусили полной мерой: Свидетели великого распада, — Мы видели безумья целых рас, Крушенье царств, косматые свети пя. <...> Это — своеобразная мемориальная надпись для памятника целой эпохи. <...> Максимилиан Волошин <...>