Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Информационная культура и инновационная деятельность учителя (220,00 руб.)

0   0
АвторыЛазарева Людмила Ивановна
Издательство[Б.и.]
Страниц73
ID299615
АннотацияВ монографии представлены теоретические и практические аспекты формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Рассмотрено понятие информационной культуры учителя и аспекты его содержания, раскрыта взаимосвязь инновационных процессов и формирования информационной культуры учителя. Теоретически обосновано содержание и организация формирования информационной культуры учителя во внутришкольной системе методической работы с педагогическими кадрами по повышению их профессионального мастерства.
Кому рекомендованоМонография адресована руководителям образовательных учреждений, педагогам, студен- там, а так же всем, кто интересуется проблемами формирования информационной культуры личности.
ISBN978-5-98980-034-6
УДК377
ББК74
Информационная культура и инновационная деятельность учителя / Л.И. Лазарева .— : [Б.и.], 2013 .— 73 с. : ил. — ISBN 978-5-98980-034-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/299615 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Л. И. Лазарева Информационная культура и инновационная деятельность учителя Монография Кемерово 2013 УДК 377.8 ББК 74.026.4+74.204.6 Л17 Автор Л. И. <...> Л17 Информационная культура и инновационная деятельность учителя [Текст] : монография / Л. И. Лазарева – Кемерово : МБОУ ДПО «НМЦ», 2013. <...> – ISBN 978-5-98980-034-6 В монографии представлены теоретические и практические аспекты формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. <...> Теоретически обосновано содержание и организация формирования информационной культуры учителя во внутришкольной системе методической работы с педагогическими кадрами по повышению их профессионального мастерства. <...> Организация формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения РЕКОМЕНДОВАНО Оглавление 4 8 8 24 41 60 61 2.1. <...> Моделирование формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения 61 2.2. <...> Организация формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения 76 2.3. <...> Анализ и оценка результатов формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения Выводы по второй главе 95 Заключение Список литературы Приложения 102 105 108 126 ВВЕДЕНИЕ Информационная культура и инновационная деятельность учителя принадлежат к числу актуальных общенаучных междисциплинарных проблем, исследуемых на философском, культурологическом, педагогическом, социально-психологическом, социально-экономическом уровнях. <...> Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее <...>
Информационная_культура_и_инновационная_деятельность_учителя_(1).pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Л. И. Лазарева Информационная культура и инновационная деятельность учителя Монография Кемерово 2013
Стр.1
УДК 377.8 ББК 74.026.4+74.204.6 Л17 Автор Л. И. Лазарева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Кемеровский государст-венный университет культуры и искусств»; Рецензенты: Н. И. Гендина, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, член Постоянного комитета IFLA по информационной грамотности, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», директор НИИ ИТ СС ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»; О. Г. Красношлыкова, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУ ДПО ПК (С) «Кемеровский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Лазарева, Л. И. Л17 Информационная культура и инновационная деятельность учителя [Текст] : монография / Л. И. Лазарева – Кемерово : МБОУ ДПО «НМЦ», 2013. – 144 с. – ISBN 978-5-98980-034-6 В монографии представлены теоретические и практические аспекты формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Рассмотрено понятие информационной культуры учителя и аспекты его содержания, раскрыта взаимосвязь инновационных процессов и формирования информационной культуры учителя. Теоретически обосновано содержание и организация формирования информационной культуры учителя во внутришкольной системе методической работы с педагогическими кадрами по повышению их профессионального мастерства. Монография адресована руководителям образовательных учреждений, педагогам, студентам, а так же всем, кто интересуется проблемами формирования информационной культуры личности. The book presents theoretical and practical aspects of teachers’ information culture formation in innovative activities of educational institutions. The concept of information culture of teachers, aspects of its content, and relationship of innovation processes and information culture formation of a teacher are disclosed. The content and organization of information culture of teachers in the system of intraschool system of methodical work with teaching staff to improve their professional skills are theoretically based. Monograph is addressed to the leaders of educational institutions, teachers, students, as well as all those interested in the problems of personal information culture. ББК 74.026.4+74.204.6 ISBN 978-5-98980-034-6 © Л. И. Лазарева, 2013 © МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2013 3 МБОУ ДПО «Научно-методический центр» от «13» июня 2013 г., протокол № 6 научно-методическим советом Введение Глава I. Информационная культура учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения как педагогическая проблема 1.1. Феномен информационной культуры учителя: подходы к определению понятия 1.2. Содержание компонентов информационной культуры учителя 1.3. Инновационная деятельность как фактор формирования информационной культуры учителя Выводы по первой главе Глава 2. Организация формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения РЕКОМЕНДОВАНО Оглавление 4 8 8 24 41 60 61 2.1. Моделирование формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения 61 2.2. Организация формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения 76 2.3. Анализ и оценка результатов формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения Выводы по второй главе 95 Заключение Список литературы Приложения 102 105 108 126
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Информационная культура и инновационная деятельность учителя принадлежат к числу актуальных общенаучных междисциплинарных проблем, исследуемых на философском, культурологическом, педагогическом, социально-психологическом, социально-экономическом уровнях. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года подчёркивается, что модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века [122]. Переход российской экономики от экспортно-сырьевой к инновационному социально ориентированному типу развития напрямую зависит от одного из главных факторов экономического роста и национальной конкурентноспособности страны – человеческого капитала. Формирование человеческого капитала, обладающего высоким интеллектом и творческим потенциалом, осуществляется, в первую очередь, в системе образования. Соответственно, существенно изменяются и требования к системе образования, призванной формировать такую творческую личность. Массовое образование, характерное для индустриального общества, уступает место образованию информационного общества: индивидуализированному, непрерывному, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности. В информационном обществе существенным образом меняются требования к личности человека: возрастает спрос на знания, на творческую личность, способную принимать решения в условиях динамично меняющейся, высокотехнологичной компьютеризированной среды. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция выдвинула постановку вопроса об изменении самой парадигмы образования. Возникла необходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационно-коммуникационных технологий. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом – «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются: ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, системно-деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования. Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования – противоречия между 4 стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Однако для этого учитель не только должен сам владеть основами информационных знаний и умений, но и быть профессионально готов управлять процессом их освоения обучающимися, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности. Концепция формирования информационной культуры личности, обусловленная перечисленными выше кардинальными изменениями в обществе и системе образования, разработана в научно-исследовательском институте информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств (НИИ ИТ СС КемГУКИ), в рамках которого было проведено данное исследование. Значительное место в концепции отводится формированию информационной культуры учащейся молодежи и различных категорий специалистов (врачей, юристов, инженеров и др.). При этом особое внимание уделяется такой категории специалистов, как работники сферы образования, от профессиональной деятельности которых зависит повышение уровня информационной культуры всех членов общества. Обладание информационной культурой важно для всех учителей, но особенно необходимо для учителей образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность. В настоящее время в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования инновационная деятельность учителя связана с освоением и реализацией в образовательном процессе содержания понятий стандарта в части требований к реализации основных образовательных программ, которые недостаточно разработаны в педагогической науке и практике. В частности, это касается метапредметных результатов обучения, состоящих из межпредметных понятий, ключевых компетенций и универсальных учебных действий. Основным стержнем образовательного процесса является учебно-познавательная деятельность, качественное осуществление которой зависит от овладения обучающимися информационными знаниями и умениями на основе их информационного мировоззрения, побуждающего к осознанной и личностно мотивированной готовности к работе с информацией. В данном контексте овладение информационной культурой как основой формирования познавательных универсальных учебных действий становится для учителя необходимой потребностью, определяющей уровень его профессиональной деятельности. Учитель, осуществляющий инновационную деятельность, неизбежно сталкивается с проблемой поиска, отбора, анализа и синтеза, критической оценки, передачи и хранения информации. Обобщая результаты своей инновационной деятельности, он создает авторские педагогические «произведения» – учебно-методические комплексы, выполняющие функции носителя содержания образования и функции проектирования учебного процесса, состоящие из рабочих учебных программ, пособий, диагностических материалов, содержащих инструментарий оценки результатов освоения основных образовательных программ; воспитательные и дидактические системы, методики, технологии обучения, которые должны 5
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ