Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №1 (35) 2015

К. Ф. Э. БАХ В ИСТОРИИ КАДЕНЦИИ СОЛИСТА (100,00 руб.)

0   0
АвторыМеркулов А. М.
Страниц7
ID299452
АннотацияВ статье впервые в отечественном музыкознании рассматриваются особенности каденций солиста, принадлежащих К. Ф. Э. Баху, их положение в истории этого музыкального явления в XVIII – начале XIX века. Анали- зируя множество дошедших до нас образцов каденций «берлинского» Баха и его высказывания о данном музыкальном феномене, автор обосновывает идею индивидуальности стиля каденций мастера (интонационное содержа- ние, размеры, тональный план, метроритмический рисунок, темповый про- филь, фактура) в сравнении с импровизационными вставками его старших и младших современников — И. С. Баха, А. Вивальди, П. Локателли, с одной стороны, и В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена — с другой. Ключевые слова: К. Ф. Э. Бах, каденция солиста,
К. Ф. Э. БАХ В ИСТОРИИ КАДЕНЦИИ СОЛИСТА / Меркулов А. М. // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2015 .— №1 (35) .— URL: https://rucont.ru/efd/299452 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ф. Э. БАХ В ИСТОРИИ КАДЕНЦИИ СОЛИСТА В статье впервые в отечественном музыкознании рассматриваются особенности каденций солиста, принадлежащих К. <...> Анализируя множество дошедших до нас образцов каденций «берлинского» Баха и его высказывания о данном музыкальном феномене, автор обосновывает идею индивидуальности стиля каденций мастера (интонационное содержание, размеры, тональный план, метроритмический рисунок, темповый профиль, фактура) в сравнении с импровизационными вставками его старших и младших современников — И. С. Баха, А. <...> Локателли, с одной стороны, и В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена — с другой. <...> Ф. Э. Бах, каденция солиста, история музыки XVIII – начала XIX века Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788) вошел в историю музыки как смелый новатор и экспериментатор. <...> Отталкиваясь от этой самой общей схемы, хотелось бы попытаться изучить роль композитора в исто60 рии развития такого специфического феномена музыкального искусства, как каденция солиста. <...> принадлежит более 50 инструментальных (в основном клавирных) концертов и около 200 сонат, в которых, согласно традициям тех времен, вставлялись импровизационные по характеру каденции. <...> И хотя такой аспект музицирования, как каденция солиста, может показаться достаточно локальным, он по-своему важен и практически значим (как тогда, так и сейчас), и вместе с тем остается, к сожалению, малоизученным в отечественном музыкознании. <...> Флейтовый трактат Кванца, в котором целая глава посвящена каденции солиста, вышел в свет в 1752 году — на год раньше, чем вышла из печати первая часть клавирного руководства «берлинского» Баха (1753). <...> Разные варианты решения проблемы заключительной каденции К. <...> Ф. Э. Бах кратко описал позднее во второй части своего «Опыта об истинном искусстве игры на клавире» (1762), давая подробные советы аккомпаниатору на все случаи жизни, дабы он был во всеоружии в любой ситуации: и когда «у исполнителя нет охоты остановиться на каденции, несмотря на знак ферматы <...>