САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ШАПИРО ЕКАТЕРИНА ИГОРЕВНА СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛЬНО-КОГНИТИВНЫХ И ЗРИТЕЛЬНО-ОБРАЗНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ. <...> Важно помнить, что в отличии от здоровых детей, дети с речевой патологией более чувствительны к условиям , требующим мобилизации психической активности в связи с началом обучения в первых классах школы . <...> Известно, что структурно- функциональная организация психических процессов у детей с речевой патологией имеет характерные особенности, а именно : незрелость одних психических процессов компенсируются за счет нормального функционирования других (Астапов В.М.,1994, Выготский Л.С.,1960,Корнев А.Н.,1994, Лурия А.Р.,1963). <...> Вместе с тем, результаты диагностики помогут наметить прогноз дальнейшего развития детей с речевыми нарушениями и подобрать адекватные методы коррекции. достаточно подробно изучена проблема диагностики и развития детей с задержкой психического (Астапов В.М., 1995, Белый Б.М. <...> Существуют факты о снижении в развитии ряда психических процессов у детей с речевыми нарушениями, таких , как: память , внимание, мышление . <...> Как правило, они разрозненны, не систематизированы и в основном касаются очень узкого крута речевых диагнозов : афазия , общее недоразвитие речи (Левина Р.Е.,1968, Цветкова Л.С.,1995). <...> В то же время, значительно меньше имеется сведений о взаимосвязи различных психических процессов у детей с нарушениями речи и тех компенсаторных механизмах, благодаря которым происходит снижение нагрузки на недостаточна изучены процессы вербального и вербально-образного ассоциирования, особенности их взаимодействия на разных этапах онтогенеза в случае речевой патологии и нормального варианта развития. <...> Особую значимость имеет исследование процессов метаязыкового анализа, как высшего уровня развития психической деятельности , связанного с осознанным отношением <...>
Специфика_вербально-когнитивных_и_зрительно-образных_процессов_у_детей_младшего_школьного_возраста_с_нарушением_и_нормальным_речевым_развитием.pdf
САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ШАПИРО
ЕКАТЕРИНА ИГОРЕВНА
СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛЬНО-КОГНИТИВНЫХ И ЗРИТЕЛЬНО-ОБРАЗНЫХ
ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕННЫМ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ.
Специальность: 19. 00. 04. - Медицинская психология.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Санкт-Петербург
1998
Стр.1