Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472928)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

A. T. Болотов - драматург

0   0
Первый авторДемиховская
Страниц9
ID2973
АннотацияО творчестве автора (Болотов Андрей Тимофеевич).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Демиховская, А.К. A. T. Болотов - драматург : Статья / А.К. Демиховская .— 1993 .— 9 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К этому кругу должен быть причислен Андрей Тимофеевич Болотов (1738--1833), даровитый и самобытный писатель, не оцененный по достоинству до сего времени. <...> Болотов-драматург был известен благодаря единственной прижизненной публикации пьесы "Несчастные сироты"1. <...> Рукопись последней по времени написания пьесы "Награжденная добродетель" пока не обнаружена. <...> И как главною целью оной было, с одной стороны, осмеяние лгунов и хвастунов, невежд и молодых волокит, а с другой, чтоб представить для образца добронравных и прилежных детей и добродетельные деяния, то и назвал было я ее сперва "Залыгалою", но при переписке набело придал название "Честохвала"6. <...> Феоне он клянется Стиксом, что на представлении в небольшом оперном доме было 889 человек, называя точное число девиц "благородных" и "подлых". <...> Хотя любимые персонажи Болотова освобождаются от прямых назидательных речей, но монологи Клеона, "примерного ребенка", "разумного дитяти", косвенно характеризуют его как благородного человека, уважающего достоинство другого, к какому бы сословию тот ни принадлежал, будь то крестьянин или дворянин, богат или беден. <...> Клеон поступает, руководствуясь наставлениями отца: "Он мне бог знает, сколько раз говаривал, что над людьми смеяться, трунить и шутить дурно... <...> На издевательства Честохвала над погорельцем Клеон реагирует словами: "Возможно ли с несчастливым так играть. <...> Призванный выразить взгляды отца, Клеон оказывается проводником авторских идей естественного равенства людей, внесословной ценности человеческой личности. <...> Рационалистическое деление персонажей на положительных и отрицательных, их статичность, соблюдение единств времени, места, действия, монолог, не являющийся действием, "говорящие" имена, подчеркивающие ведущую черту в характере героя (Добродушии, Благонрав, Чертоводово -- название деревни Честохвала), морализирующая развязка (Честохвал посрамлен, а добродетельный Клеон вознагражден, получая в дар имение <...>
A._T._Болотов_-_драматург.pdf
А. К. Демиховской A. T. Болотов -- драматург Болотов Андрей Тимофеевич. Избранное.-- Псков: изд-во ПОИПКРО, 1993. OCR Бычков М. Н. Русская литература второй половины XVIII века богата ярким" талантами. Круг писателей, составляющих гордость отечественной словесности, гораздо шире, чем было принято думать. К этому кругу должен быть причислен Андрей Тимофеевич Болотов (1738--1833), даровитый и самобытный писатель, не оцененный по достоинству до сего времени. Болотов написал три пьесы: "Честохвал" (1779), "Несчастные сироты" (1780), "Награжденная добродетель" (1781). Болотов-драматург был известен благодаря единственной прижизненной публикации пьесы "Несчастные сироты"1. Первая пьеса "Честохвал" не публиковалась2. Рукопись последней по времени написания пьесы "Награжденная добродетель" пока не обнаружена. В своем знаменитом жизнеописании А. Т. Болотов рассказывает, как он стал драматургом. Озабоченный воспитанием детей, думая, каким полезным делом заполнить их досуг, он решил организовать детский театр. Вот что записано Болотовым о его дне рождения 7 октября 1779 года: "Вступление в сей Новый год моей жизни ознаменовалось особенным мероприятием и таким делом, которого у меня до того никогда на уме не было, а именно нечаянным восхотением смастерить у себя небольшой домашний театр, на котором бы все наши дети могли представлять кой-какие театральные пьесы"3. Художником, декоратором, артистом стал сам Болотов. Первой была поставлена пьеса M. M. Хераскова "Безбожник". "Приобрела она от всех совершенную похвалу и общее одобрение. Сие неведомо как ободрило и утешило всех наших детей, не только взрослых, но и самых маленьких"4. После третьего успешного представления "Безбожника" было нужно "помышлять о приискивании еще какойнибудь и другой театральной пьесы, удобной для представления ... детям... Найтить таковую не так было легко, как сначала казалось, ибо возраст детей величайшие предлагал в том препоны"5. Детского репертуара тогда еще не существовало. Болотов решил попробовать свои силы в "отважном предприятии" и сочинить комедию самому. Об этом он рассказал так. "Со всем тем, не уопел я приступить к сему делу, как против всякого чаяния полилась материя из пера моего как река, и первый опыт сей против самого ожидания удался так хорошо, что дни чрез два и поспела у меня целая комедия в трех действиях, и столь смешная, и заключающая в себе столь много морального, сатирического и комического, что я, как сочинитель, был ею очень доволен и решился, набрав из детей всех действующих лиц, и в том числе самого моего малютку сына, и расписав все роли, заставил их все оные вытвердить, к чему они не только охотно согласились, но с таким рвением к тому пристали, что к началу следующего года совсем ее вытвердили. И как главною целью оной было, с одной стороны, осмеяние лгунов и хвастунов, невежд и молодых волокит, а с другой, чтоб представить для образца добронравных и прилежных детей и добродетельные деяния, то и назвал было я ее сперва "Залыгалою", но при переписке набело придал название "Честохвала"6. Постановка "Честохвала" на сцене Богородицкого дворца имела успех. Особенно удачной стала роль Клеона, которую исполнял сын Андрея Тимофеевича Павел. "Павел мой начал так отхватывать, что всех даже удивил чрезвычайно своей и неожидаемой к тому способностью, а меня заставил утирать слезы, текущие из глаз от радости и удовольствия. Словом, он сыграл роль свою как лучше требовать было не можно, а не многим чем уступали и прочие его сотоварищи. И как в комедии сей было очень много особенного, смешного и такого, что в состоянии было возбудить в зрителях и любопытство, и смех и принуждать даже к самому хохотанию, то смотрели все на действия их с превеликим удовольствием и только кричали "браво, браво!" и то и дело что били в ладоши и хвалили детей, чем натурально и они поддерживаемы и ободряемы были весьма много"7. В пьесе изображаются нравы и быт провинциальной дворянской среды. Она написана с откровенной дидактической целью: высмеять и наказать порок и наградить добродетель. Честохвал, молодой дворянин, появляется в доме Благонрава с тайным желанием приволокнуться за Марфуткой. Для этого он подсылает в девичью слугу-мальчика Ваньку, обещая ему денежную
Стр.1